Нет, все-таки чудные у нас правители! Если их спросить по поводу экономической ситуации, то они будут уверять, что у нас нет никакого экономического кризиса и им даже не пахнет! Более того, экономика медленно, но верно стремится к росту... А как заверила шеф Совета по фискальной политике Инна Штейнбука, и сбор налогов всего лишь на 2 процента отстает от плана.
Все хорошо, просто не у нас…
Казалось бы, ну все очень даже неплохо, но тут же приходит министр финансов и уверяет, что ситуация, конечно, стабильная, однако... денег нет! А то, что удастся наскрести дополнительно, пойдет исключительно на безопасность – внешнюю и внутреннюю. Правда, при этом не сообщается, о какой сумме дополнительных средств может идти речь. Но установка ясная: запрос на дополнительное бюджетное финансирование могут вносить только два министра – обороны и внутренних дел.
Если денег на другие приоритеты нет, то значит, все-таки финансовая ситуация в стране неблагоприятная и возможности плодить долги, то есть осуществлять внешние заимствования, тоже ограничены. Тогда так и нужно открыто сказать!
Но и это еще не все странности. 19 июня министры единогласно принимают решение о том, что при формировании бюджета-2025 будет только один приоритет – безопасность. Вполне возможно, конечно, что каждый из министров как-то по-своему понимал термин «безопасность» или просто надеялся, что «бумага все стерпит» – мол, примем нужное премьеру и министру финансов решение, а потом его чуток подкорректируем…
Дайте еще миллиард!
Так или иначе, но уже 22 июля, то есть через месяц с небольшим, все министры, голосовавшие за один приоритет при составлении бюджета, вносят запросы о дополнительном финансировании! 183 миллиона запросил Минблаг, 153 миллиона – Минздрав, 145 миллионов – Минсообщения... Общая сумма дополнительных средств, которые требуют министерства, – 1 миллиард 284 миллиона евро!
И все министерства при этом уверяют, что их бюджетные требования тоже связаны в той или иной степени с безопасностью.
Сами решили, сами и передумали
«Я понимаю, что чиновничество подготовило документы и министры позволили этому произойти», – прокомментировала премьер Эвика Силиня и добавила, что это ее не устраивает и, стало быть, это показывает, что у министров не хватает лидерства. При этом премьер не исключила, что во время ее отсутствия (она не вела последнее заседание правительства) были приняты какие-то исключения. Это просто поразительно! Что же, простите, за бардак царит в госуправлении, если чиновники могут как ни в чем не бывало готовить запросы на дополнительные средства, если правительство запретило это делать?! Но самое интересное, что министры такие документы подписывают!
Если бы такой хаос царил в частной компании, а не в госуправлении, то такая компания быстро пошла бы ко дну или ее владелец уж точно разогнал бы весь менеджмент! Однако в госуправлении все иначе, причем глава правительства фактически призналась, что не контролирует ситуацию. Получается, что если она уезжает в командировку или уходит в отпуск, то принятые ранее решения просто быстро меняются и уже, к примеру, бюджет формируется иначе.
С другой стороны, понятно и желание отраслевых министров – с учетом того, что в следующем году пройдут муниципальные выборы, – все-таки выбить дополнительные средства на свои политические приоритеты. Даже если эти приоритеты прямо не связаны с обеспечением безопасности. Хотя под этот термин можно подогнать все, что хотите: в конце концов, повышение пенсий и пособий – это тоже безопасность. Социальная. Или программа для работы с трудными подростками – это ведь тоже вопрос безопасности общества…
Рискнем предположить, что в итоге по крайней мере часть из запрашиваемых дополнительных средств министерства получат. Ну, конечно, не все эти 1 миллиард 284 миллиона, но… процентов 30–40 от запрашиваемых сумм каждому министерству добавят. За счет более оптимистичного прогноза доходной части бюджета и за счет незначительного увеличения запланированного бюджетного дефицита.
А если поскрести по сусекам?
Да, и премьер Силиня, и министр финансов Ашераденс время от времени повторяют, что министры должны искать на приоритетные программы средства внутри бюджетов министерств, но при этом всем легче политически и финансово… просто добавить деньжат, чем проводить ревизию в бюджетах министерств. Хотя всем понятно, что если проверить, на что и как расходуются средства каждой из бюджетных программ каждого министерства, то… отыщутся сотни миллионов «лишних» денег.
Вспомним, как год назад, при втором правительстве Кариньша, быстро удалось найти в «закромах» министерств необходимые 140 миллионов на медицину! О чем это свидетельствует? О том, что ВСЕГДА можно на чем-то сэкономить, даже не прибегая к «непопулярным» мерам – сокращению числа госуправленцев или уменьшению зарплат. Кстати, очевидно, что если бы удалось сократить госуправление процентов на 8–10 и общие административные расходы, то хватило бы средств и на безопасность, и на пособия…
Как могли не обещать…
Тогда получается, что решения правительства ничего не значат, равно как и обещания политиков? Вопрос риторический.
Готовым нужно быть ко всему – к примеру, что внезапно забудется обещание ни в коем случае не повышать НДС. Впрочем, это обещание дал не министр финансов, а глава бюджетной комиссии Сейма Янис Рейрс…
В общем, денег нет, но в целом все прекрасно.
Комментарии (0)