Глава Минфина Арвилс Ашераденс признал то, о чем все догадывались: ситуация с собираемостью налогов весьма печальная.
Недобор есть и будет!
По словам министра, если в первом полугодии отставание от плана зафиксировано на уровне около 30 миллионов, то можно прогнозировать, что во втором полугодии казна недосчитается 70 миллионов.
Европейский Центральный банк все еще не выключил систему охлаждения (тушения) экономики, дабы добить инфляцию, и это сказывается, разумеется, на собираемости налогов.
Говоря о бюджете на следующий год, А. Ашераденс напомнил позицию своего однопартийца, главы комиссии Сейма по бюджету Яниса Реирса, который заявил, что парламент не поддержит повышение налогов.
"Сказанное руководителем бюджетной комиссии определяет алгоритм действий правительства. Сейчас мы ищем варианты, как, не повышая налоги, вырваться вперед", — сказал А. Ашераденс.
Пути отказа от обещания
В действительности не Реирс, или точнее — не только Реирс определяет алгоритм действий правительства, а вся правящая коалиция.
Понятно, что в условиях выборного цикла — в следующем году пройдут муниципальные выборы, а в 2026–м — сеймовские, — повышать налоги весьма опасно. К тому же и само "голое" повышение налогов не гарантирует значительного повышения доходов в казну.
И еще. Реирс не говорил, что в Сейме категорически против любого повышения налогов — речь шла конкретно о повышении НДС. Едва ли парламент даст добро и на повышение налогов на труд — они и так в Латвии самые высокие в регионе. А вот повышение акцизов и (или) сокращение различных налоговых льгот вполне допустимо.
Если будет решено повысить НДС на свежие овощи и фрукты до обычной ставки НДС — 21%, то это формально не будет общим повышением НДС, а лишь ликвидацией льготной ставки НДС, которая в этом году на свежие овощи и фрукты составляет 12%.
Кроме того, вполне возможно и введение в Латвии со следующего года налога на сверхприбыль банков — по примеру Литвы.
Банкам снова предложат поделиться
Министр экономики Виктор Валайнис (Союз зеленых и крестьян) на днях в интервью ТВ–24 снова обратил внимание на то, что прибыль банков все еще очень велика — банки продолжают зарабатывать за счет высоких процентных ставок ЕЦБ. Но при этом объемы кредитования народного хозяйства все еще очень незначительные.
"В этой ситуации мы предлагаем уникальный подход. Принимается жесткий закон о введении налога на сверхприбыль банков, но при этом тот или иной банк может избежать этого налога, если увеличивает вдвое объемы кредитования народного хозяйства.
То есть у банков есть выбор: или они начинают в значительном объеме вкладывать средства в народное хозяйства и получают в итоге доход от кредитования, или государство взимает с банков налог и тогда уже вкладывает эти средства туда, где они необходимы", — пояснил глава Минэкономики.
Отметим, кстати, что крупнейшие банки Латвии контролируются шведами (Swedbank и SEB) и американцами (Luminor и Citadele).
Если же вернуться к тезису министра финансов Ашераденса о стимулировании экономики, то этого можно добиться и путем привлечения иностранных инвестиций, и путем того же кредитования, и повышением производительности труда, и при помощи эффективного использования еврофондов… Способов много — было бы желание!
Фискальное отрицание
Уже 13 августа правительство планирует рассмотреть доклад Минфина о макроэкономических показателях, доходах и бюджетных прогнозах на 2025–2028 годы, а также декларацию о фискальных рисках и информацию о базовых доходах в основном и социальных бюджетах опять–таки на период с 2025–го по 2028 годы.
На данном этапе так называемое "фискальное пространство" является отрицательным, то есть дополнительных средств на те или иные бюджетные программы просто нет и не предвидится.
Комментарии (0)