Люди старшего да и среднего поколения наверняка помнят знаменитый монолог портного в исполнении непревзойденного Аркадия Райкина: "К пуговицам претензии есть? Нет! Пришиты насмерть, не оторвешь…"
Эта давняя юмореска вспомнилась во время вчерашнего заседания парламентской следственной комиссии по Rail Baltica, когда депутаты пытались узнать у приглашенных "свидетелей", как же так получилось, что смета проекта была сильно занижена и почему никто, включая и вчерашних гостей комиссии, не бил тревогу, не пытался исправить ситуацию.
"Я отвечал за проект концептуально, и претензий к моей работе не было", "В мою задачу входило утверждение уже подготовленных отчетов правления, финансами я не занимался", — звучали очень "исчерпывающие" ответы приглашенных лиц.
Смешные деньги
Напомним, что депутаты парламентской следственной комиссии по Rail Baltica решили начать свое расследование… с истоков и сперва вызывать на ковер тех лиц, которые отвечали за реализацию проекта века в первые годы его запуска.
Неделю назад пред депутатскими очами предстали аудитор компании ERNST & YOUNG BALTIC и Байба Рубеса — первый руководитель управляющей компании по реализации проекта Rail Baltica — RB Rail.
Депутаты в ходе очень долгого заседания пытались узнать, как так получилось, что в период с 2016–го по 2018 год считалось, что общие расходы на реализацию проекта в Латвии составят всего 1,98 миллиарда евро! Это цифра выглядит совершенно несерьезно, учитывая и масштабность проекта, и неизбежную инфляцию в процессе строительства, который обещал быть долгим.
Вообще непонятно, как можно за такие деньги построить всю латвийскую часть европейской железнодорожной колеи, включая на тот период минимум 4 остановки в Латвии! Всего же на всем протяжении от Таллина до польской границы планировалось сделать минимум 16 остановок.
Мы за финансы не отвечали. А кто же?
И вот вчера в комиссию были вызваны очередные два "свидетеля" — экс–замгоссекретаря Министерства сообщения Динс Миерирандс и бывший член Совета компании, ответственной за реализацию проекта RB Rail, Эдвинс Берзиньш, который в свое время возглавлял и госпредприятие "Латвияс дзелзцельш".
Оба клерка заявляли, что за смену, то есть за финансовые расчеты не отвечали.
Эдвинс Берзиньш отметил, что проект сам по себе хороший, но нужно понимать, есть ли на него деньги. Если же мы, как выразился эксперт, хотим построить вместо простых перронов перроны а–ля Мерседес, то на это необходимы совсем другие деньги.
На вопрос же депутатов, подавал ли Берзиньш в бытность членом совета (с 2017–го по июнь 2029–го) сигнал тревоги (и в письменной форме!) по поводу несоответствия масштабов проекта имеющимся финансовым ресурсам, он ответил, что за финансовые расчеты не отвечал, да и не мог ставить под сомнение расчеты, проведенные авторитетными международными аудиторами.
Также Берзиньш заметил, что Брюссель едва ли изначально был готов профинансировать столь масштабный проект. Иными словами, если у Латвии нет денег на люкс–проект, то следовало уже в самом начале заказывать проект более скромный — проводя параллели с автомобилями: если нет денег на премиум–машину, то нужно покупать машину эконом–класса.
На вкус и цвет — не напасешься!
Как можно понять, вряд ли Брюссель планировал финансировать, к примеру, "внутренние остановки".
Ведь основная цель проекта — создать в странах Балтии узкую европейскую железнодорожную колею, обеспечив железнодорожную связь Латвии, Литвы и Эстонии с Польшей и тем самым уже дальше с Западной Европой.
И если Латвия хочет еще сделать какие–то внутренние ответвления — например, от Рижской центральной станции до аэропорта Рига, то при чем здесь Брюссель? Тогда логично, чтобы латвийские налогоплательщики это и оплачивали.
Вот только "нюанс в том", что платить нечем!
Полная безответственность
В общем, вчера еще раз депутаты убедились, что в стране создана просто потрясающая система коллективной ответственности или, точнее — коллективной безответственности. Каждый что–то делает, за какое–то направление отвечает, но общей картины никто из них не видит, а координаторов нет.
Министры же, призванные политически надзирать за проектом, так быстро меняются, что просто даже не успевают войти в курс дела, куда уж там разобраться в нюансах! При этом в принятом в свое время законе о реализации Rail Baltica вообще даже не фигурировали структуры, ответственные за реализацию проекта. То есть реальных "хозяев" не было. Доходило до абсурда: была создана система, когда не дочерняя компания отчитывается перед материнской, а наоборот!
На следующее заседание депутаты решили пригласить сразу четырех экспертов, которые якобы (!) отвечали за финансы или по крайней мере были в курсе того, как производились расчеты.
Но рискнем предположить, что они тоже не станут брать на себя какую–либо ответственность и "болтать лишнее", чтобы эта ответственность (уголовная) случайно бы не возникла.
Неудивительно, что при таком бардаке реализация проекта сильно затянулась (это мягко говоря), а реальная стоимость проекта поставила его реализацию под угрозу.
Проекта нет, а зарплаты есть
Примечательно, что пока "на ковер" вызывают тех должностных лиц, которые отвечали за Rail Baltica еще на этапе проектных работ. Правда, ни проекта, ни реальной стройки эти десятки клерков так и не застали. При этом получали огромные зарплаты!
Вполне вероятно, что в итоге европейскую железнодорожную колею построят, но значительно позже заявленного 2030 года и по астрономической цене. А еще потом налогоплательщикам нужно будет ежегодно содержать эту железную дорогу, которая едва ли будет прибыльной.
Между тем, с каждым заседанием лица депутатов, которые проводят расследование, становятся все мрачнее и мрачнее.
Комментарии (0)