Вы, что ли, газет не читаете? – министр Лаце встала на защиту печатного слова 0

Политика
BB.LV
Вы, что ли, газет не читаете? – министр Лаце встала на защиту печатного слова
ФОТО: LETA

На днях на заседании Кабинета министров рассматривался стратегический подход государства к выпускаемым в Латвии книгам и периодической печати. Глава Минкульта от «Прогрессивных» предупредила, что сложившиеся в стране тенденции «угрожают существованию печатных медиа как источника разнообразия мнений...»

В статистику входят начиная со 100 экземпляров

В годину коронавируса было принято много дурацких административных норм – но вот одно нововведение я однозначно приветствовал. Ибо от него напрямую зависит возможность нашего общения. 1 января 2022 года вступили в силу поправки к Закону о налоге на добавленную стоимость, предусматривавшие 5% НДС для печатных периодических изданий, а также электронных изданий.

Собственно, нет ничего нового, как хорошо забытое старое. 5% НДС применялся к книгам и до 2009 года, когда под влиянием экономического кризиса правительство сразу же решило поднять налог с литературы до 21%. Тем самым привело к обратному эффекту – в отрасли книгоиздательства начались банкротства и ликвидации предприятий. И тогда исполнительная власть отыграла до 12% НДС для учебной и «оригинальной» литературы – видимо, имея в виду не переводы англосаксонских бестселлеров.

Но латышской литературе это помогло не очень. В особенности ударил по книжному делу все тот же ковид: в соответствии с данными Центрального статистического управления, в 2020 году число выпущенных в Латвии книг за год уменьшилось на 14,2%, тиражи упали на 26%, достигнув тем самым самого низкого за время независимости уровня. По оценке Минкульта, это «было связано с порожденными пандемией COVID-19 ограничениями для мест торговли, что затронуло также доступность книжных магазинов, а также тормозило и демотивировало процесс выпуска новых книг».

«В результате все более падает предложение книг латвийскому обществу, – печально констатирует министр культуры Агнесе Лаце в информационном сообщении для правительства, – что порождает угрозы как разнообразию и доступности культуры, так латышскому языку, принимая во внимание, что книга все еще есть один из наиболее значительных носителей языка и развивающих навык чтения – основной навык образования – ресурсов».

В сфере периодической печати сложился тот же самый негативный тренд. За 14 лет, с 2009 по 2023 год, совокупное число газет и журналов, напечатанных в Латвии, упало с 44 667 694 до 14 403 405. В 2018 году в республике выпускалось 731 периодическое издание, а в 2023-м – 539. Критерии, кстати, были весьма широки – нужно было выпустить не менее 100 экземпляров и не реже раза в квартал...

«В результате смены привычек использования медиа возросла аудитория интернета…» – констатировала А. Лаце в своем документе. Однако чтобы некий текст оказался в Сети, его прежде должен кто-то сочинить – и вряд ли можно было бы организовать информационное пространство усилиями одних только комментаторов социальных сетей и блогеров-волонтеров. Соответственно, нужны и традиционные СМИ, которые подчиняются законам рынка, в том числе и налоговому регулированию. И для изданий, будь они печатные или электронные, между 21, 12 и 5% НДС имеется существенная разница. Тем паче что в Евросоюзе есть страны с 0% НДС для прессы. Нулевой налог Минкульт Латвии предлагал для печатных СМИ еще в 2015 году, но поддержки не получил...

«Также с точки зрения государственной безопасности», подчеркнула госпожа Лаце, важно обеспечить «качественный национальный демократический дискурс». И то сказать – в соцсетях, будь то Facebook или Twitter, любой субъект может укрыться за никнеймом-кличкой, распространяя свои мнения (вариант – злонамеренные измышления) с платформы, расположенной вне досягаемости Латвийской Республики. В печатных же СМИ или официально зарегистрированных электронных – имеется вполне официальный автор, над ним редактор и учредитель, физическое или юридическое лицо. Есть с кого спросить!

«Цикл создания и выпуска книг есть по меньшей мере два года»

С такой формулировкой Министерства культуры я полностью согласен, имея с 2005 года личный непростой опыт выпуска книг по тематике новейшей истории Латвии. В этом процессе трудности ожидают на каждом шагу – самым же болезненным является этап реализации. Система книжной торговли в Латвии настолько разрозненна, что порой в отдельные магазины завозятся 1-2 экземпляра книги, и получение весьма скромных сумм от книгопродавцев растягивается на годы. Так или иначе, затевать издательский проект можно только в том случае, когда заранее озаботился спонсорством. Вкладывать же собственные средства с надеждой их вернуть для независимого издателя — дело заранее проигрышное. Хотя, разумеется, в Латвии имеется широкий спектр малых типографий, всегда готовых потрафить авторскому самолюбию – и ежегодно в них выпускают десятки сборников стихов или мемуаров.

В нашей стране я от начала до конца провел выпуск 3 книг, а в 2 выступал только как автор-переводчик. В последнем случае было легче всего – только творческий процесс, согласование текста и участие в презентации! Хорошо все-таки иметь дело с солидным издательством. Но в связи с известными геополитическими потрясениями нас в таковых более с распростертыми объятиями явно не ждут. А печататься в России – страшный грех...

К тому же инфляция в Латвии в период с октября 2021-го по октябрь 2023 года достигла 24,3% – что не могло не оказать влияния на расходы по всей книгоиздательской цепочке. Ведь чтобы книга попала к читателю – ее нужно отредактировать, сверстать, напечатать, сброшюровать, развезти по оптовым базам и магазинам, наконец, продать. Все эти звенья связаны с человеческим трудом, который также является объектом инфляционного процесса. В результате выпущенная в нашей стране книга, которую берешь в руки с магазинной полки, радует взгляд лишь до той поры, пока не обернешь ее тыльную сторону и не увидишь цену.

По данным Минкульта, все же рост цены на печатную продукцию оказался несколько меньшим, чем средняя инфляция – книги удорожали на 16,7%, периодические издания в диапазоне 13,6–21,8%. В 2023 году, напротив, произошло снижение цены на книги крупнейших издательств Латвии – сразу на 15,7% по сравнению с 2021 годом.

А вот что происходит в сфере печатных СМИ: «Не только в Латвии, но также в мире в фокусе интересов читателей есть издания прессы по конкретной теме, и часто такие издания выходят раз в месяц или реже. Соответственно эти издания покупают больше, но цена одного экземпляра больше, чем ежедневных или еженедельных изданий, и, рассчитывая цену экземпляра на рынке, она влияет также на его величину. В свою очередь у региональных изданий уменьшилась частотность выхода, например, с трех раз в неделю до двух раз в неделю, однако, чтобы не уменьшать качества и сохранить объем содержания, увеличивается число страниц номера издания и соответственно увеличивается цена одного экземпляра».

Сохранит ли правительство НДС в 5% для прессы и книг, вопрос открытый. Агнесе Лаце считает, что его применение «постепенно оказывает позитивное воздействие». Но последнее слово все-таки остается за Минфином.

Ник Кабанов
Все статьи