Да, уже в эту пятницу, 1 ноября, 14-й Сейм отмечает вторую годовщину своей бурной деятельности. Это значит, что половина срока позади и можно подвести определенные итоги.
Сменились спикеры и два правительства
За два года в нынешнем Сейме многое изменилось. Достаточно сказать, что поменялся спикер Сейма, депутаты успели утвердить аж два правительства и из всех 7 парламентских фракций «уцелела», то есть из нее никто не ушел и не был выдворен, лишь одна фракция – Союз «зеленых» и крестьян. Все остальные парламентские фракции «недосчитались» бойцов.
В нынешнем парламенте в итоге появилось 6 независимых депутатов. До рекорда предыдущего парламента нынешнему Сейму еще далеко – в 13-м созыве было аж 22 независимых депутата! Но еще не вечер – у 14-го Сейма впереди еще два года работы, и как знать, а вдруг начнется эпидемия бегства депутатов из фракций…
Впрочем, пока предпосылок для массовой смены партийной принадлежности нет – согласно опросам общественного мнения, если выборы в Сейм случились бы сегодня, то все нынешние парламентские партии имели бы неплохие шансы преодолеть пятипроцентный барьер.
В Сейме два подозреваемых
14-й Сейм пока особо не отличился на поприще… скандалов. Так, на данный момент, то есть за первые два года работы, лишь один депутат был выдан правосудию для проведения процессуальных действий – это Глория Гревцова, которая в итоге была признана виновной в предоставлении ложных сведений в Центризбирком и лишена депутатского мандата.
Правда, еще через неделю Сейм наверняка лишит депутатской неприкосновенности еще одного парламентария – Юриса Яковинса, который подозревается в том, что, выполняя обязанности семейного врача, якобы выдал фиктивную справку о состоянии здоровья.
Для сравнения: в прошлом Сейме были лишены депутатского иммунитета аж 6 слуг народа, при этом один в итоге был лишен мандата, а еще один какое-то время находился в заключении! Так что 14-му Сейму в этом плане еще есть куда стремиться…
К расследованию приступить…
Зато по количеству парламентских расследований нынешний Сейм вполне может опередить парламент предыдущего созыва.
В 13-м Сейме было лишь два парламентских расследования – по обязательной закупке компонента зеленой энергии (OIK) и о действиях властей во время пандемии COVID-19.
При этом в нынешнем Сейме за 2 года работы уже было создано две парламентские следственные комиссии, и если одна комиссия (по расследованию последствий «капитального ремонта» финансовой системы) уже свою работу давно завершила, то вторая комиссия – по расследованию реализации проекта Rail Baltica – свою работу продолжает и сейчас готовит промежуточное заключение. Вполне возможно, что за оставшиеся этому созыву два года работы депутаты найдут еще «поводы» для новых парламентских расследований.
Нынешний парламент уже вошел в историю как первый, в котором был запущен утвержденный еще 13 лет назад механизм принудительной языковой проверки депутатов Сейма.
«Языковой вопрос» как постоянное блюдо
Кстати о языке. Нынешний парламент в «языковом вопросе» старается не отставать от предыдущего созыва. И если прошлый Сейм принял решение полностью перевести на латышский язык обучения школы и детские сады, включая даже частные, то 14-й Сейм перенял эстафетную палочку и принял жесткие языковые поправки в законы – о труде, о защите прав пациентов и в закон о кредитных учреждениях.
Теперь работодатели практически не могут требовать от работников владения иностранными языками и особенно русским. Пациенты, если они не владеют госязыком, а врач не говорит на языке пациента, то самим пациентам следует озаботиться переводчиком. Поправки же в закон о кредитных учреждениях вынудят банки убрать из банкоматов русский язык.
Отметим, что прошлый Сейм обязал вторую группу латвийских граждан РФ, то есть тех, кто получил российский паспорт после июля 2003 года, сдавать экзамен по латышскому и тем самым избежать необходимости покинуть страну. Нынешний Сейм взялся за вторую группу российских граждан – тех, кто получил паспорт РФ еще до июля 2003 года. Им теперь тоже нужно будет подтвердить знания латышского языка на категорию А2.
Нынешний созыв парламента стал и самым «враждебным» созывом по отношению к банкам. Да, как мы помним, Сейм принял два закона «против» банков. Во-первых, все банки и даже небанковских кредиторов обязали компенсировать ипотечным заемщикам часть процентных платежей по ипотеке, если был заключен договор с плавающей процентной ставкой. Во-вторых, банки должны были внести авансовый платеж в счет подоходного налога с предприятия.
Уже вскоре Сейм примет специальный закон о налоге солидарности – банки будут вынуждены поделиться частью своей сверхприбыли.
«Тевземцы» впервые в оппозиции…
Еще одна отличительная черта нынешнего Сейма – впервые за последние почти 15 лет в оппозиции оказались представители Национального объединения TB – Visu Latvijai. В результате впервые за более чем два десятилетия удалось сформировать левоцентристскую правящую коалицию. По крайней мере, так ее можно назвать де-юре.
Де-факто же коалиция проводит почти ту же правую политику, что и предыдущие правящие в составе Национального объединения.
Примечательно, что уход в оппозицию «тевземцев» связан с… выборами президента. Именно после того как Сейм проголосовал за избрание главой государства министра от «Нового Единства» Эдгарса Ринкевичса, второе правительство Кариньша начало сильно шататься и в результате появилась новая правящая коалиция и новое правительство – уже без участия «тевземцев» и второй правой силы «объединенных».
Нельзя исключить, что правительство Силини проработает до конца созыва 14-го Сейма, то есть еще все два года. Как заметил на днях в телеинтервью независимый депутат Сейма Игорь Раев, нет никаких предпосылок для того, чтобы нынешнее правительство развалилось.
14-й Сейм мог войти в новейшую историю и как парламент, депутаты которого сами заморозили себе рост зарплат. Однако в последний момент депутаты передумали замораживать себе зарплаты и сенсации не случилось…
И голодные слуги народа
Возможно, депутаты не стали «морозить» свои зарплаты, поскольку у них просто плохое настроение. А настроение им портит легкий голод!
Именно депутаты нынешнего созыва парламента остались без кафе и столовой. Бизнес по кормежке слуг народа и работников Сейма оказался нерентабельным…
Подобной ситуации, когда депутаты вынуждены чуть ли не бутерброды брать с собой, в новейшей истории латвийского парламентаризма еще не было! Хотя говорят, что на голодный желудок думается даже лучше...
Комментарии (0)