Шесть недель всего остается до рождественских праздников, а там уже всего и парочка рабочих дней до Нового года… За этот короткий период Силиня и Ко решили успеть выполнить (или по крайней мере начать выполнять) пять масштабных, можно даже сказать, ключевых задач.
Если захотеть, то можно полтора миллиарда сберечь
Задача первая — окончательно определиться с дорожной картой реализации проекта века и поменять систему управления Rail Baltica. К дорожной карте относится и согласование сметы проекта и источников финансирования. От того, какие решения на сей счет будут приняты, и будут ли приняты вообще, зависит и судьба министра сообщения Каспара Бришкенса.
Понимая это, Министерство сообщения уже подготовило проект жесткой экономии при реализации Rail Baltica. Как сообщает министерство, чудесным образом уже удалось сэкономить полтора миллиарда евро. За счет чего же?
Будет меньше шумозащитных стенок вдоль железнодорожной трассы, меньше соединений автомобильных дорог. Основная же экономия средств будет достигнута за счет отказа от финансирования соединения между Мисой и аэропортом Рига. На это министерство попытается изыскать средства через публично–частное партнерство, то есть путем привлечения средств частных инвесторов.
Еще один источник экономии — зарплатный фонд двух компаний, которые занимаются реализацией проекта века. Государство полно решимости не только заморозить рост зарплат руководства (и не только) в RB Rail и Eiropas dzelzceļa līnijas, но и уменьшить уже существующие зарплаты. Это вполне логично и справедливо — зарплаты в этих управляющих компаниях завышены, и в разы, учитывая, насколько "эффективно" до сих пор осуществлялась реализация проекта века.
Обсуждение уже окончательной дорожной карты, возможно, состоится уже в закрытой части сегодняшнего заседания правительства.
Взять под полный контроль
Вполне возможно, что сегодня — опять–таки в строго секретной обстановке, члены правительства заслушают доклад по результатам переговоров со шведскими акционерами (Telia) о дальнейшей судьбе телекоммуникационных компаний Tet и LMT. Решить их судьбу - это вторая задача нынешнего правительства.
По неофициальной информации, правительство готово, не используя бюджетные средства, взять эти две компании под полный госконтроль. Выкупить акции у шведских партнеров мог бы, к примеру, Латвийский телерадиоцентр, у которого достаточно свободных средств на счету. И это вторая задача правительства — иметь возможность регулировать развитие стратегически важных предприятий.
Бюджет без сюрпризов
Третья задача — в действительности самая важная для любого правительства, — это принятие бюджета на следующий год. Здесь, в отличие, к примеру, от проекта Rail Baltica, никаких задержек и проблем не ожидается.
Бюджет–2025 и пакет законопроектов к нему будут приняты — причем почти в первозданном виде, то есть в том виде, в котором и поступили из правительства. Если Сейм из–за длительных дебатов не успеет проголосовать за бюджет в окончательном чтении 4 декабря, то это будет сделано 5 декабря.
Медленное укрощение бюрократии
Четвертая задача — укрощение бюрократии. Как и можно было ожидать, борьба с бюрократией, которую поручено вести самим бюрократам, идет крайне медленно. Максимум, что успеет правительство в текущем году — это запустить весь пакет изменений в нормативных актах, с тем чтобы уменьшить административную нагрузку в сфере "развития недвижимости".
Говоря простым языком, речь идет о том, чтобы было меньше волокиты при реализации строительных проектов — как жилищных, так и, к примеру, при строительстве офисных центров, производственных помещений… Если и дальше борьба с бюрократией будет идти такими же темпами, то результатов не удастся добиться не только к завершению этого года, но и к завершению полномочий этого Сейма.
Покушение на цены: какое же лекарство выбрать?
Еще одну задачу — пятую, правительство и не пытается выполнить в оставшиеся несколько недель этого года. Ведь задача очень масштабная и сложная. Поэтому здесь правительство надеется до конца года хотя бы определиться с тем, какие именно предложения можно будет в следующем году реализовать.
Да, мы говорим о плане министра экономики Виктора Валайниса по укрощению цен в розничной торговле. Понятно, что этот план вызовет активное сопротивление отрасли розничной торговли и быстрого продвижения ждать не стоит. Минэкономики споткнулось при запуске первого проекта в сфере укрощения цен на основные продукты питания.
Представители отрасли розничной торговли выступили категорический против попыток государства через специальный закон вмешаться в договорные отношения между розничными сетями и поставщиками продукции — прежде всего местными производителями. Теперь все заинтересованные стороны будут долго дорабатывать законопроект или, возможно, вообще от этого законопроекта откажутся.
Но самая горячая дискуссия ожидается по предложению Министерства экономики о введении потолка наценок на базовые продукты питания. Торговые сети уже назвали это грубейшим вмешательством в рыночную экономику и нарушением принципов свободной торговли. В основе свободной торговли должна лежать конкуренция, а не государственное регулирование цен.
В любом случае, битва за цены развернется уже в следующем году, а в этом правительство успеет лишь решить, какой же инструмент замедления роста цен реально будет применить.
Решили отложить
Очередную идею Эвики Силини под кодовым названием — "нулевой бюджет", — правящие решили отложить на следующий год. Мол, не нужно омрачать праздники любимым клеркам. А вот уже в первом полугодии 2025–го, когда будет видно, как развивается экономика (и развивается ли вообще), министров заставят запустить метод "нулевого бюджета", то есть заново пересмотреть все расходы своих министерств и обязательно найти, на чем еще сэкономить.
Причем сэкономить не несколько тысяч, а несколько миллионов. В том числе и за счет сокращения функций, оптимизации отделов и департаментов и даже сокращения работников. Правда, в пределах до 5%. Посмотрим, дойдет ли действительно дело до реального сокращения госуправления.