Ныне в Турции проживает больше абхазов, чем в самой Абхазии.
Самым болезненным вопросом на побережье является неурегулированная собственность.
15 февраля в Абхазии состоятся президентские выборы. О ситуации в республике, кандидатах и политических перспективах рассказывает московский политолог Олег Бондаренко:
"После случившегося переворота в Абхазии развернулся новый виток политической борьбы. На предстоящих выборах будут представлены 5 кандидатов. Пророссийский кандидат - Бадра Гунба, который сегодня исполняет обязанности президента. До предновогоднего энергетического кризиса Гунба никак себя не проявлял, но во время кризиса спас Абхазию от отсутствия электричества. Однако у Гунбы есть определенные репутационные проблемы. Из-за этого в случае его победы возможны протесты, которые мы уже видели против Аслана Бжании. И после выборов это может повториться.
Триггером протестов против Бжании стала боязнь рядового абхазского собственника, что у него отберут землю. Подобное абхазы видели на примере некоторых сочинских предпринимателей. Абхазия сформировалась как националистическое государство, но при этом абхазский национализм – это не просто идеология, а государственная практика. Негражданин Абхазии не может купить собственность в Абхазии. Конечно, российский бизнес это не устраивает, он не готов без гарантий заходить в республику, вкладывая рискованные инвестиции. Но абхазское черноморское побережье – одно из самых шикарных бывших советских побережий вообще, советское Монте-Карло. И его, конечно, надо развивать. Но нужно понимать, как преодолевать нежелание абхазского собственника продать землю крупным российским корпорациям. Это глубоко экономический интерес, и его надо прорабатывать.
На этом же вопросе играет основной оппонент Гунбы – Адгур Ардзинба. Он представитель другого известного клана первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы. Ардзинба пользуется доверием части граждан Абхазии, поэтому, думаю, что выборы пройдут в два тура, что для власти всегда болезненно.
Ключевое, что нужно понимать про Абхазию – это интересы ее довольно маленького народа. Абхазов в самой Абхазии – не абсолютное большинство, а чуть больше половины. Дальше по численности идут армяне и русские. Раньше на этой земле, как известно, жили и грузины. Потом они вынуждены были бежать оттуда, и до сих пор грузинские дома и отели пустуют. Абхазы боятся, что не смогут проконтролировать территорию своей страны.
Та же Турция со всем своим мощным инвестиционным потенциалом готова прибрать Абхазию к рукам. Уже существует пример Аджарии, фактически выкупленной у Грузии турецким бизнесом. А если смотреть исторически, в Турции проживает больше абхазов, чем в самой Абхазии (около 300 тысяч). Некоторые из них сохранили связи со страной и вполне могут претендовать на собственность в Абхазии. Турция этот фактор использует. Причем не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения геополитики, пытаясь вытеснить Россию из региона. Поэтому нужно понимать опасность турецкой экспансии, организации тюркских государств и всей политики, которую проводит Анкара в Закавказье и Средней Азии. Абхазия может стать следующей точкой османской реконкисты".
Комментарии (0)