У политиков – по крайней мере у большинства из них – есть одна интересная черта: умение «вовлекать» в свои политические баталии или, если хотите, разборки… простой народ. Они умело нагнетают обстановку, иногда в своей риторике доводя тот или иной вопрос до абсурда, и таким образом «возбуждают массы», зачастую не отвечая за последствия. А последствия могут быть весьма трагическими…
Как мы до такого дошли
В США продолжаются дискуссии и политиков, и экспертов из серии: как мы дошли до жизни такой? Почему общество до того поляризовалось, до того политически разобщено, что уже считается вполне возможным… стрелять в кандидата в президенты, то есть пытаться решить вопрос политической борьбы, политической конкуренции путем физического устранения оппонента, политического противника.
Уже и сам Джо Байден признал, что используемая им давеча фраза «взять Трампа на прицел» была понята очень буквально и больше подобные двусмысленные выражения он произносить не будет.
А что же в нашем собственном доме? Неужели и у нас произошла (происходит) крайняя поляризация, радикализация общества? Попытаемся разобраться.
Переходят не на личности, а на всех избирателей
С одной стороны, у нас весьма спокойная политическая обстановка, что, наверное, объясняется культурными особенностями, свойствами менталитета. По крайней мере, в Сейме политики, особенно в последние годы, к счастью, нечасто переходят на личности, а если это и происходит, то в большинстве случаев потом разгоряченные депутаты приносят свои извинения или… стараются впредь быть сдержанными. У каждого правила, конечно, есть исключения – и в разных созывах Сейма были свои «словесные хулиганы», но, как правило, их можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Зато в нашей стране есть другая неприятная особенность – политики не столько словесно воюют со своими коллегами по политическому цеху, сколько… с «чужими» избирателями. Уже традиционно в Латвии часть политической, если здесь это слово вообще уместно, элиты считает правильным оскорблять тех избирателей, которые, к примеру, поддерживают левые партии, или даже точнее – партии, представляющие интересы русскоязычных избирателей. Хотя это такие же граждане ЛР, имеющие те же права, что и граждане, голосующие за «правильные» партии.
После начала войны на Украине центристско-правые, правые и крайне правые политики, вопреки всякой логике и здравому смыслу, все свое недовольство действиями президента соседней страны перенесли на местных русскоязычных жителей.
Месть по языку?
При этом от слов эти политики вскоре перешли к делу – так, в частности, теперь во время официального предвыборного периода политики не могут в рамках рекламной политической компании публиковать информацию, интервью, предвыборную программу, к примеру, на родном для 37% населения русском языке.
Причем они не могут это делать даже за свои собственные средства или за средства партии, не связанные с госдотациями (спонсорские пожертвования, членские взносы). Понятно, что это конкретное действие, направленное против конкретной части граждан ЛР.
Нет сомнений, что часть политиков умышленно радикализует общество, умышленно драматизирует ситуацию, занимается политическими провокациями в надежде таким образом получить политические дивиденды – голоса на выборах. И таки получает!
При этом чем сильнее конкуренция, к примеру, на правом политическом фланге, тем более жесткими должны быть высказывания политиков этого фланга. Как печально известная Лиана Ланга из Новой консервативной партии может «пробиться» к избирателю, который уже давно «захвачен» Национальным объединением TB – Visu Latvijai? Правильно, нужно постоянно повышать градус национализма и нетерпимости.
С такой фамилией и критикует!
И вот уже Ланга в социальной сети X перешла от борьбы с русским языком к злобным выпадам в адрес тех, у кого, по ее мнению, русская фамилия, – на днях досталось олимпийке Анастасии Самойловой, которая посмела покритиковать дизайн формы нашей олимпийской сборной.
По версии госпожи Ланги, сперва спортсменка, которая, по мнению дерусификатора, является русской, должна публично осудить действия России, и лишь потом, возможно, у нее будет право открывать рот и высказывать свои комментарии по поводу олимпийской формы!
Тем, кто пытался в социальной сети возражать против подобной «селекции», Ланга посоветовала привыкнуть к действующему в мире порядку, когда представители титульных имеют больше прав по сравнению с остальными. Само собой, это, конечно, не разжигание межнациональной розни, а всего лишь мнение настоящей патриотки. Кстати, это мнение отдельные комментаторы с удовольствием поддержали.
Реальность такова, что таких радикальных политических активистов становится все больше – в разные время, в зависимости от политической ситуации, конъюнктуры, они прикрываются разными красивыми патриотическими лозунгами, но суть остается прежней: они провоцируют общество, подстрекают и в большинстве случаев остаются безнаказанными. Напротив, даже делают успешную политическую карьеру.
Недавно президент Ринкевич, подводя итоги первого года своего президентства, на вопрос о том, почему он не занимался особо темой сплочения (интеграции) общества, откровенно признался: в условиях, когда все так поляризовано и все так накалено, самое лучшее – вообще ничего не предпринимать, руководствуясь врачебным принципом: не навреди!
Не пора ли вмешаться?
С одной стороны, это выглядит логично, с другой стороны – как-то уж очень легко наши государственные деятели позволяют неуравновешенным политикам нагнетать обстановку.
Да, спору нет: война по соседству влияет на настроения в обществе, но в том-то и состоит задача – возможно, президента прежде всего – государственных мужей, чтобы вовремя сказать «стоп» всем радикалам, всем провокаторам! Иначе можно и опоздать…
Комментарии (0)