Лучше быть здоровым и богатым: кто и как лечит больных жителей Латвии 0

Наша Латвия
BB.LV
Сверхзатрат требует также закупка и поддержание в рабочем состоянии медоборудования.

Сверхзатрат требует также закупка и поддержание в рабочем состоянии медоборудования.

ФОТО: Facebook

Вы давно записывались на плановый осмотр у врача-специалиста или несложную медицинскую манипуляцию? А сколько при этом пришлось ждать?

Впервые зайдя к семейному в мае, я надеялся завершить хождение по докторам в декабре. Хорошо, что у меня нет никаких острых случаев, ну а если... Тем временем медицина Латвии никак не может пожаловаться на недостаток финансирования.

Денежка счет любит

Как явствует из данных Службы государственных доходов, опубликованных еженедельником Dienas Bizness, среди 51 наиболее высокооплачиваемых профессий в нашей республике, 22 связаны со сферой здоровья.

К примеру, врач-алголог, специалист по болям, получает больше, чем чрезвычайный и полномочный посол и проектировщик информационных систем. Зарплата нефролога превышает оклады прокурора и руководителя портфеля финансовых инвестиций. Почасовая ставка кардиолога выше, чем у директора в государственном управлении или председателя думы самоуправления.

При этом самый что ни на есть скачок доходов в медицинской сфере произошел в годину коронакризиса. Несмотря на то, что по уровню затрат по здравоохранению на 1 жителя в 2022 году Латвия почти семикратно уступала европейскому лидеру Швейцарии, соответственно 1557 и 10 374 евро, но все равно был сделан рывок на 34,9% по сравнению с 2020 годом. Наша республика по скорости роста зарплат медиков взлетела на первое место во всей Европе!

В том же году Латвия заняла почетное 10-е место в Евросоюзе по доле правительственных затрат на здравоохранение относительно внутреннего валового продукта. В нашей стране таковая составила 4,95%, что превысило удельный вес данного сектора в таких развитых государствах, как Ирландия (4,7%), Австрия (3,9%), Швейцария (2,94%). Наши соседи выглядели даже как-то жалко по сравнению с золотым дождем, который пролился на латвийскую медицину – ведь в Эстонии доля ВВП на нее была 0,7%, а в Литве 0,66%.

Однако результаты подобного сверхфинансирования не выглядят особо выдающимися. Более того, по главному показателю медицины – смертности населения на 1000 человек – Латвия в прошлом году заняла... второе место в Европе! После Болгарии и перед Сербией. И прирост все той же траурной позиции по сравнению с предыдущим годом в 2023 году был второй по величине в Европе.

В то время как ожидаемая продолжительность жизни мужчин в таких странах, как Нидерланды, Мальта, Испания, Италия, Люксембург, выше 80 лет, в наших краях представителю сильного пола на пенсии можно прожить в среднем... 5 лет. И что после этого говорить о втором и третьем пенсионных уровнях...

Так попробуем же разобраться – куда утекают деньги, которые в столь огромном количестве закачиваются в Минздрав?

«Государственные общества капитала здоровья»

Именно так, в соответствии с правилами Кабинета министров № 555 от 28 августа 2018 года, именуется целый ряд лечебных учреждений. От наивысшего, V уровня, к коему принадлежат Рижская Восточная клиническая университетская больница («Гайльэзерс»), Клиническая университетская больница имени Паула Страдиня, Детская клиническая университетская больница – до скромного I уровня, где расположился, например, Лудзенский медицинский центр. Хотя лет 35 тому назад именно в Лудзе возводилась громадная больница – этому латгальскому городку по инерции полагалось стать запасной столицей Латвийской ССР в случае мировой войны и эвакуации Риги...

В 13 государственных обществах капитала, занятых медициной, в прошлом году трудился 14 751 человек. Как и положено при капитализме, в первую очередь считались баланс и нетто-оборот, и по обоим этим показателям лидировали «Гайльэзерс», Страдиня и Детская, о чем говорится в сведениях, представленных на прошлой неделе Комиссии Сейма по публичным расходам и ревизии.

Обе клинические университетские больницы призваны, согласно презентации Минздрава, не только «сохранять, улучшать и восстанавливать здоровье жителей», но и «обеспечивать клиническую базу образованию лечащих персон и переносу знаний в регионы, а также способствовать развитию науки и исследований». То есть те средства, которые из бюджета идут на больницы, в чистом виде до пациентов априори не доходят. Ведь нужно же еще учить молодых специалистов, вести передовые разработки, печататься в зарубежных научных журналах и т.д. То есть медицина сама в себе.

И это мы еще не коснулись такого интересного аспекта, как руководство лечебными учреждениями. Судите сами – в той же больнице Паула Страдиня в совете заседают 3 незаменимые профессионала, а в правлении еще 4. В 2023 году только на совет этой больницы потратили 122 193 евро, а на правление – 404 778 евро. Итого, более полумиллиона – средства, которые могли бы спасти жизни сотен пациентов...

А ведь есть еще и всяческие специализированные медучреждения. Скажем, национальный реабилитационный центр «Вайвари», который в последние годы радушно принимает военнослужащих ВСУ. И вот – в прошлом году 3 члена его правления получили в общей сложности 103 209 евро, а за 9 месяцев 2024 года – 97 298 евро. Заработная плата члена правления «Вайвари» находится в диапазоне 4357-4842 евро. Таки можно жить!

Но все равно они бедновато выглядят по сравнению, допустим, с государственным SIA, больницей «Гинтермуйжа». Это вроде бы провинциальное – «лечебное учреждение психиатрического профиля, обеспечивающее услуги психиатрии и наркологии жителям регионов Земгале и Курземе, в том числе детям». В ней всего один член совета, но получает 6000 евро в месяц.

Разумеется, жизнь не стоит на месте. Министерство здоровья под руководством Хосама Абу Мери («Новое Единство») вознамерилось разработать специальный Закон о клинических университетских больницах, в котором они будут объединены под началом единого суперсовета. На другом конце пищевой цепи тоже ожидаются изменения: участие Лудзенской больницы в делах здравоохранения – «переоценят». Минздрав задумался также, а не реорганизовать ли ему Айнажскую психоневрологическую больницу?

Что будет в 2025 году

Согласно проекту государственного бюджета, который в первую очередь заточен под военные дела и безопасность, расходы на медицину в будущем году все же вырастут и достигнут фантастических 1,91 миллиарда евро.

Таким образом, в бюджетном пироге кусок Минздрава с 4,2% ВВП будет третьим по величине после социальной защиты (12,8%) и экономической деятельности (6,6%). Силовые структуры у нас в приоритете, но считаются по отдельности – оборона 4% и общественный порядок и безопасность 2,6%.

Чего же нового купят врачам? Дополнительные 21,6 миллиона евро предусмотрены для включения в список компенсируемых медикаментов новых инновационных лекарств, обеспечение терапии для большего круга пациентов.

Еще 4,1 миллиона евро собрались направить на «управление чрезвычайными ситуациями» – т.е. Службу неотложной медицинской помощи, а также на создание и возобновление материальных резервов. То есть опять-таки – все для фронта, все для победы...

Ник Кабанов
Все статьи
11
9

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ