![«В госуправлении наступила такая же паника, как во время ковида» – главный чиновник Латвии](https://bb.lv/storage/blog_posts/46056/45736/c/7dqjdsmfd820-webp-large.webp)
Такое признание в интервью NeatkarīgA сделал директор Государственной канцелярии Райвис Кронбергс. В нашей стране один из самых низких в ЕС уровней восприятия госуправления — всего 34% оценивают его позитивно, по сравнению с 75% в Дании.
Речь в первую очередь идет о дистанционной работе, у которой есть существенное ограничение: «Люди не идут в госучреждение так, как, например, иногда идут в магазин посмотреть, что сегодня предлагают, – люди идут с конкретной потребностью. Поэтому недопустимо, чтобы жители или предприниматели не могли лично встретиться с ответственными сотрудниками. Есть жалобы на это».
«Я не знаю, почему в Латвии так много внимания уделяется проклятиям бюрократов. Государственных служащих везде называют бюрократами: в Нидерландах, Франции и многих странах Европейского Союза (ЕС) бюрократий больше, чем в Латвии. Может, потому, что нас мало — страна маленькая, все друг друга знают, мы знаем, кто где работает. Если кто-то работает в госуправлении, то он бюрократ и «плохой парень».
«Удаленная работа не ликвидирована полностью, - признает Р.Кронбергс, -да и не может быть ликвидирована полностью, однако есть необходимость вернуться к нормальной работе, нормальной культуре труда. Удаленная работа существовала и до пандемии, а потом наступил характер пандемии. Люди потеряли связь с реальностью - они считают, что могут выполнять работу дома, находясь в другой стране, даже не заходя в свое учреждение. Это не может продолжаться».
Но полностью запретить удаленную работу или гибкий подход мы также не можем, потому что за последние пять-шесть лет мы изменились – у сотрудников больше нет своего офиса, у нас есть открытые офисные помещения, мы сократили наши офисные площади таким образом, что несколько учреждений расположены в одном помещении. Сейчас говорить, что все должны вернуться в офис и обустроить свои кабинеты так, как это было шесть лет назад – этого уже нельзя сделать.
«Нужно менять подход к организации работы - руководителям учреждений надо понимать, в каких случаях можно работать гибко и удаленно, а в основном должен быть возобновлен нормальный рабочий процесс. Особенно это касается тех сотрудников, которые предоставляют услуги... А если было сказано, что учреждение находится по такому-то адресу и там можно получить ту или иную помощь или услугу, а режим работы с 8:00 до 17:00, то сотрудник должен быть доступен. Руководитель соответствующего учреждения знает, сколько поставщиков услуг должно быть на рабочем месте».
Глава Госканцелярии довольно скупо говорит об уменьшении управленческого аппарата:
«Процент сокращения бюрократии - 10% или около того - придется оценить. Мы и так всё время сокращаем — происходит и оптимизация пространства, и эффективность работы — эти ресурсы всё время сокращаются. Экономится электричество, тепло и пространство. Если этого будет недостаточно для удовлетворения потребностей страны и необходимости увеличения расходов на оборону, нас ждет сокращение штата».