В сфере общественного транспорта растет востребованность поездов, на ряде маршрутов пассажирам даже хотелось бы видеть больше электричек. Но с автобусами в регионах ситуация на местах совсем иная, поэтому в 2026 году на самых малолюдных маршрутах будет внедряться модель «транспорт по требованию», рассказал в эфире Латвийского радио 4 министр сообщения Атис Швинка («Прогрессивные»).
В студии ЛР4 прозвучал вопрос министру: будет ли увеличено число рейсов общественного транспорта по маршруту Рига — Елгава — Рига? Утром электрички переполнены, в течение дня — одна электричка в час, при том что основная часть жителей этого региона работает в Риге, и количество автобусных рейсов на этом направлении тоже сократилось. Люди хотят понять, чего ожидать.
«Могу сказать, что пассажирские поезда ценятся, люди с каждым годом используют их все больше и больше. И в этом году общее число поездок в Латвии составит около 20 миллионов. Я как министр вижу:
да, у нас есть проблемы с подвижным составом, нам нужно увеличивать число рейсов.
И одно — это количество поездов, которое необходимо, но другое — это рижский Центральный вокзал. Вы его видите — нам нужно привести в порядок эти мощности, перроны, чтобы мы могли всех вовремя привезти», — сказал Атис Швинка.
Нарастить число рейсов на железной дороге — дорого и долго, но у Минсообщения, по словам министра, есть план в конце года обсудить с эстонскими коллегами совместные возможности на маршруте Тарту — Рига.
«Рейс будет открыт, и этот же поезд вечером будет ехать в Даугавпилс, а утром возвращаться обратно в Ригу, чтобы опять поехать в Тарту и потом обратно. То есть на этом видземско- латгальском маршруте мы получаем дополнительный рейс. Да, с 2029 года будут поезда Bemu (электрички на аккумуляторных батареях, Кабмин в сентябре утвердил покупку девяти таких составов. — Прим. LSM+), и вот они уже обеспечат огромный рывок в обслуживании железнодорожных маршрутов.
Мне сложно сказать по поводу елгавского маршрута, но что касается числа составов — мы смотрим сейчас, где больше всего они необходимы и где мы можем дать людям рейсы.
Но я согласен — мне многие говорили, что поезда переполнены, и хотелось бы больше. Мы ищем решение, где еще можно получить поезда, чтобы можно было обеспечить это».
Регулярных автобусных маршрутов неизбежно станет меньше
На некоторых региональных автобусных маршрутах, которые сейчас субсидируются государством, пассажирские перевозки для коммерсантов невыгодны. Например, автобус едет, а в нем один пассажир сидит.
Автотранспортная дирекция, как ранее сообщалось, рассматривает сокращение сети маршрутов регионального общественного транспорта на 16%. Жители глубинки опасаются, что из каких-то населенных пунктов станет вообще невозможно выехать без своей машины. Об этом в министерстве тоже подумали, говорит Швинка:
«По поводу одного или двух человек: в конце следующего года мы внедрим транспорт по требованию. Это будут дополнительные средства. Первые 5 лет — из европейских денег (Климатический фонд). Будет большой автопарк, и люди смогут позвонить диспетчеру или в мобильном приложении подать заявку на поездку — и попасть до ближайшего пункта мобильности или в место, куда им нужно. И таким образом будет пополнена сеть общественного транспорта. Чтобы вот в таких случаях, когда один-два-три человека, и не требуется большой автобус, мы могли дополнительно использовать транспортные единицы малого размера.
Для этого мы не придумали ничего нового, такая система существует, и вот мы ее внедряем.
Она работает в Германии, во Франции, Швейцарии и Ирландии. И есть готовая система планирования, готовое мобильное приложение. Это то, что мы увидели в различных регионах за границей. И можно взять это и в Латвии — можно указать машины и места, где необходимы автопарки, машины — вот в малонаселенных краях».
По словам Атиса Швинки, этот проект с приобретением всех машин, системами IT, с внедрением диспетчерских пунктов приложения обойдется, по подсчетам Минсообщения, в 32 млн евро в течение пяти лет.
«Мы создаем и содержим [автобусный парк]. То есть мой план заключается в следующем: мы сейчас не смотрим, не заглядываем дальше 5 лет, но на это нужно будет закладывать дополнительный бюджет в будущем. И мы таким образом разгружаем сети общественного транспорта и обеспечиваем мобильность этим людям.
По поводу сокращения 16% я поясню. Это не ликвидация маршрутов! Мы смотрим, например, на интенсивность:
если по рабочим дням нужно чаще ездить — может быть, по выходным по тому же маршруту можно возить реже.
И таким образом экономятся [оплачиваемые государством] километры. Если мы посмотрим на Рижский район — есть маршруты, которые пользуются большим спросом. Может ли там ездить коммерческий транспорт, или должен быть транспорт, дотируемый государством? Мы можем перевести маршрут на коммерческий транспорт, и транспорт сохраняется — только уже как коммерческий рейс.
Если мы видим, что маршрут дублируется с поездом — мы понимаем, что поезд может это обеспечить, и мы можем эту мобильность из одного пункта в другой обеспечить поездом».
В течение следующего года в планах у Минсообщения — вместе с местными саомуправлениями разобраться, как человек, неважно на чем, может быстро добраться из точки А в точку Б.
«Самоуправление говорят, и мы смотрим, как в течение следующего года это будет происходить. Если мы видим, что есть проблемный маршрут, и у нас есть план его уменьшить, а самоуправление доказывает, что пассажирские перевозки там невозможно по-другому реализовать — то мы пока оставляем, пока не найдем других способов, как обеспечить движение».
Министр подчеркнул, что сокращение на 16% — «не линейное действие в Excel», не простое урезание средств.
«Одновременно следует понимать, что в рамках имеющегося бюджета у нас выделены средства на региональный транспорт — и нужно найти решение, как его обеспечить. Это сложно и тяжело, но мы ищем лучшие решения».
Оставить комментарий