На более–менее радикальные решения — в смысле затягивания поясов — власти обычно готовы лишь в двух случаях: если реально случился кризис и выхода нет, или если это касается сокращения расходов на простых смертных. Госуправление по–прежнему является почти неприкасаемым.
Без резких шагов
Вот и сейчас, когда реально не хватает средств на приоритеты, а экономика стагнирует уже фактически два года, правящие крайне неохотно идут на сокращение административных расходов, предпочитая резать хвост по частям.
Напомним, что планируется сделать, если верить правящим. Отметим: конкретных законопроектов пока еще нет, если не считать инициативу президента в отношении замораживания роста вознаграждений в советах и правлениях государственных и муниципальных предприятий.
Итак, вот эти три скромных предложения. Первое — заморозить рост зарплат высших должностных лиц. Второе — приостановить увеличение дотаций партиям из госбюджета. Третье — установить, что рост зарплат в публичном секторе не превысит 2,6% от ВВП.
Как известно, министерства на 11% уже урезали в следующем году планируемые расходы на закупки товаров и услуг. В принципе, это пока все. Да, еще в начале сентября руководитель сеймовской фракции Союза зеленых и крестьян Харийс Рокпелнис неосторожно высказался по поводу необходимости сократить на 5% госуправление, но никаких проектов на сей счет ни в кабмин, ни в Сейм не поступило. Значит, в коалиции эту "опасную" идею не поддержали.
Оппозиционный Объединенный список на минувшей неделе внес в парламент предложение о ликвидации советов в государственных и муниципальных предприятиях. Но едва ли сеймовское большинство одобрит столь "радикальный" шаг. Максимум, что правящие готовы обсудить, так это сокращение числа членов советов в этих предприятиях и, возможно, объединение нескольких советов в один — например, один совет будет надзирать за тремя большими госклиниками. А еще, вероятно, могут запретить членам таких советов подрабатывать сразу в двух–трех советах.
Пора умерить аппетиты
А что же в действительно требуется для реальной экономии денег налогоплательщиков?
Во–первых, сокращение госуправления минимум на 10 процентов. Особенно учитывая, что в последние годы число чиновников не только не сокращалось, а наоборот, росло. Судите сами. Если летом 2021 года в министерствах и Госканцелярии числилось 3303 работника, то в декабре того же года случилось чудо — количество клерков сократилось до 3249 человек.
После этого штатная численность госуправленцев только росла. Так, уже в конце прошлого года было зафиксировано в министерствах и Госканцелярии 3438 работников, а в конце июня этого года — 3481 человек. То есть за три года число чиновников увеличилось на 178 человек. Такие данные приводит эксперт по экономике и статистике Латвийской конфедерации работодателей Янис Херманис.
Клерков все больше
Любопытный факт: как известно, еще при втором правительстве Кариньша было принято решение создать новое министерство — климата и энергетики. Нас уверяли, что число клерков почти не увеличится, поскольку от Минсреды и регионального развития заберут в новое министерство департаменты, которые как раз и отвечали за сферу окружающей среды. Также из Минэкономики должны были забрать экспертов по энергетике. И действительно, число работников Минсреды, ставшее министерством умной администрации, сократилось на 8 человек.
Еще на 6 уменьшилась численность сотрудников Минэкономики. Несложные расчеты показывают, что в новом министерстве должны были трудиться 14 чиновников плюс небольшой аппарат вспомогательных сотрудников. Но в Минклимата работает сейчас 51 сотрудник. Вот так и растут расходы на госуправление. А они опять–таки за последние годы выросли значительно.
Если в 2019 году на вознаграждения в министерствах и в кабмине тратили 70 миллионов 996 тысяч евро, то уже в 2022–м — 83 миллиона 230 тысяч евро, а в прошлом году — 98 миллионов 751 тысяч евро.
Пора думать своей головой
Во–вторых, вместо многочисленных советов госпредприятий создается или единый центр надзора за работой правлений этих госпредприятий — например, при Госканцелярии, или уполномоченные чиновники министерств присматривают за предприятиями, держателями капитала в которых являются соответствующие министерства. И тогда никакие советы не нужны.
Аргумент политиков о том, что, мол, необходимость советов зафиксирована в основных положения OECD и не выдерживает критики. Все решения OECD носят рекомендательный характер — это вам не регламент Евросоюза. Пора уже начать действовать в интересах латвийского государства и его налогоплательщиков, а не каких–то международных структур.
В–третьих, следует еще минимум на 15–20 процентов сократить административные расходы министерств — в том числе за счет сокращения арендуемых министерством площадей под офисы.
Конечно, мы понимаем, что только жутчайший кризис заставил бы правящих объединить министерства — к примеру, Минобраз с Минкультом, а Минэкономики — с Министерством умной администрации и по делам самоуправлений. Однако это бы дало ощутимую экономию и позволило бы еще сократить число клерков. Но, похоже, политики даже подобной мысли не допускают.