"А может, стоит политикам начать с себя?" — такое опасное предложение прозвучало еще в конце лета, когда правящие наконец признали, что в стране кризис и дополнительных денег хватит только на внутреннюю и внешнюю безопасность.
Политикам посоветовали проявить солидарность и заморозить себе любимым рост заработной платы. Правящие поторопились пообещать, что пойдут на сей подвиг и обязательно заморозят свои зарплаты. Готовность жить на прежний оклад выразил и президент.
Забегая вперед, заметим, что затем политики пришли к выводу, что погорячились и передумали замораживать себе рост жалованья, но решили в качестве солидарности ограничить рост зарплат наравне со всеми работниками госуправления — в пределах 2,6%.
А не жирно ли вам?
Но зато сама постановка вопроса о замораживании зарплат вызвала эффект рикошета — правящие вспомнили — правда, с подачи СМИ, включая и нашу газету, — что еще жирнее доходы у топ–руководителей госпредприятий. Во всяком случае, члены правлений крупных госпредприятий получают значительно больше, чем премьер, президент и министры, и минимум в 2–3 раза больше, чем рядовые депутаты Сейма.
Напомним, что на эту ситуацию первым отреагировал президент: его инициативу о замораживании зарплат членам правлений и советов государственных и муниципальных предприятий сейчас рассматривает Сейм. Однако поправки Ринкевича касаются только руководителей компаний, которые полностью принадлежат государству или самоуправлениям. При этом у руководителей предприятий с меньшим долевым участием государства зарплаты еще больше, чем у руководства предприятий, где государству принадлежит 100% капитала.
Чего стоят только зарплаты правления национальной авиакомпании airBaltic. Напомним, что председатель правления получает 68 тысяч евро в месяц, а два других члена правления по 21 и 19 тысяч евро соответственно. И это несмотря на все финансовые проблемы авиакомпании.
В других предприятиях — как в тех, где у государства большинство акций, так и с частичным долевым участием государства, вознаграждение членов правления варьируется от 9 до 15 тысяч евро в месяц, что тоже, дипломатически выражаясь, не соответствует ни экономической ситуации в Латвии, ни "табелям о рангах". Так еще при этом, как наша газета неоднократно писала, члены правлений и советов таких предприятий умудряются подрабатывать в двух–трех местах — пытаясь, видимо, опровергнуть утверждение, что в сутках только 24 часа…
Посмотрели и обозлились
"Они что — коллекционируют деньги?" — со злой иронией реагировали депутаты Сейма из комиссии по народному хозяйству, когда им предоставили заботливо подготовленную чиновниками Госканцелярии справку о доходах членов советов и правлений госпредприятий или предприятий с государственным и (или) муниципальным долевым участием. Видимо, чиновники Госканцелярии тоже готовили этот документ с определенным злорадством, учитывая, что они даже со своими увеличенными за последние годы зарплатами выглядят нищими.
В сентябре сотрудники бюро премьера пообещали подготовить юридически корректные предложения с тем, чтобы власть могла дотянуться и до зарплат предприятий с нестопроцентным долевым участием государства. И вот на днях эти предложения за подписью премьера поступили в ту самую комиссию Сейма по народному хозяйству. Примечательно, что это первая законодательная инициатива Эвики Силини в качестве главы правительства. Как говорится, с почином!
Задумка Силини
Что же предлагает премьер? Поправки предусматривают делегирование Кабинету министров права издать специальные правила, регулирующие размер зарплат членам правлений и советов предприятий, в которых у государства есть контрольный пакет. Размер жалованья будет зависеть теперь от целого ряда критериев — и именно правительство будет определять как размер коэффициентов, так и вообще число членов правлений и советов в таких предприятиях.
Что же касается предприятий, где у государства есть доли капитала, но нет контрольного пакета, то представителям государства в правлениях и советах будет дана команда голосовать против предложений о повышении зарплат членам правлений и советов таких предприятий.
Рост зарплат остановят — но это еще неточно
Теоретически поправки позволят по крайней мере остановить рост зарплат в государственных обществах капитала, включая и airBaltic. Но это еще неточно, ведь это пока у государства в авиакомпании контрольный пакет, однако уже принято концептуальное решение оставить в ведении государства всего 25% акций плюс один голос, то есть блокирующий пакет. Если это произойдет до вступления закона в силу, то повлиять на оклады руководства airBaltic правительству будет весьма сложно. Впрочем, очевидно, что власти всерьез решили несколько ужать объем кормушки.
Напомним, что параллельно в Сейме рассматриваются поправки в другой закон, которые ограничат возможность управленцев подрабатывать в двух–трех местах и прежде всего в советах и правлениях, а также заодно и в министерствах.
Новый класс богачей
Ясно одно: за последние 5–7 лет у нас появилась каста высокооплачиваемых функционеров, которые реально разбогатели (обогатились), работая на государственном (полностью или частично) предприятии. Причем зачастую на предприятии, имеющем монопольное или по крайней мере привилегированное положение и фактически не зависящее от конкуренции. Такие деньги в частном бизнесе наемные менеджеры, даже самые талантливые, заработать практически не могут.
Отметим, что все последние годы неуклонно растут зарплаты и в госуправлении, и у бюджетников вообще. Так, если в этом году на зарплаты в бюджете было предусмотрено 1,8 млрд евро, то в следующем — уже 2 млрд евро. В 2026–м еще больше… Это при том, что общее количество населения в стране неуклонно сокращается.