Жители уверены, что федеральные власти не просто пренебрегают ими, но еще и дискриминируют.
С начала января в канадской провинции Альберта необычное оживление. Несмотря на мороз, сотни людей выстраиваются в очереди в общественные центры, чтобы оставить подписи под петицией движения Alberta Prosperity Project ( «Проект процветания Альберты»). Организаторы кампании должны привлечь 177 тысяч человек. Если у них все получится, тогда местным властям придется организовать референдум, а избирателям – ответить на судьбоносный вопрос: должна ли Альберта выйти из состава Канады?
Альберта – это регион на западе Канады, который граничит с США. По площади (661 тыс. кв. км) и населению (5 млн человек) она занимает четвертое место среди всех провинций страны.
Также Альберта вносит серьезный вклад в экономику страны. Она приносит Канаде примерно 15 % от ВВП. Больше – только столичная провинция Онтарио, а также Квебек. А вот по показателю ВВП на душу населения Альберта далеко впереди остальной Канады. По этой причине, а также потому, что местная экономика построена на нефти и газе, Альберту заслуженно считают драйвером канадской экономики.
Культурно жители Альберты тоже чувствуют себя обособленными от сограждан, которые живут на востоке страны. Распространено убеждение, что по менталитету они больше соответствуют типичным американцам – с присущим им индивидуализмом и консерватизмом. Отчасти это обусловлено тесными торговыми связями с США, куда Альберта поставляет нефть. Отчасти – удаленностью от Оттавы, Квебека и Торонто, которые де-факто формируют свое экономическое пространство.
Различия между Альбертой и другими провинциями видны невооруженным взглядом на всех электоральных картах. Пока вся Канада голосует за либералов, альбертцы на каждых выборах поддерживают исключительно консерваторов. Что не может не сказываться на их мировосприятии.
Экономические и политические факторы – это неотъемлемая часть альбертского сепаратизма, который то и дело дает о себе знать со времен обретения Канадой независимости. Сторонники независимости считают себя обделенными центральным правительством: по их мнению, Альберта вносит большой вклад в федеральный бюджет, помогает содержать другие провинции, и при этом практически ничего не получает взамен.
Проблема нечестного перераспределения национального богатства встает особенно остро всякий раз, когда к власти в Оттаве приходят либералы. Их попытки регулировать нефтяную отрасль приводят жителей Альберты к мысли, что федеральные власти не просто пренебрегают ими, но еще и дискриминируют в пользу более населенных восточных провинций. Этому феномену тоже много десятков лет. У него даже есть собственное название – «Отчуждение Запада».
В этом смысле симптоматично, что за последние 50 лет сепаратизм в Альберте пережил два всплеска. Оба пришлись на правление семейства Трюдо. В 1980-х гг. либеральный премьер Пьер Трюдо ввел 25-процентный налог на альбертскую нефть, который обрушил местную индустрию и привел к резкому скачку безработицы. Его сын Джастин пришел к власти в 2015 году – жителей Альберты не устроила его политика по борьбе с изменениями климата, в том числе введение углеродного налога и инвестиции в чистую энергетику.
В эпоху Трюдо-младшего самым громким проявлением канадского сепаратизма была кампания Wexit, которая охватила не только Альберту, но и все западные провинции Канады. Движение переродилось в одноименную политическую партию, однако существенных электоральных успехов она не добилась ни на местном, ни на федеральном уровне.
Разговоры об отсоединении Альберты разгорелись с новой силой в 2025 году. На этот раз триггером стали сугубо политические причины: изрядно надоевший местным Джастин Трюдо наконец-то ушел в отставку, однако его либеральная партия неожиданно удержалась у власти и создала новое правительство, на этот раз во главе с Марком Карни. Таким результатом либералы оказались обязаны восточным провинциям, которых возмутили угрозы Дональда Трампа аннексировать Канаду. А вот консервативный запад, питавший надежды на перемены, остался у разбитого корыта.
Недовольство оказалось настолько сильным, что почти сразу после выборов правительство Альберты признало: оно больше не может игнорировать, что местный избиратель сыт по горло нефтяными ограничениями Оттавы. Провинциальный премьер Даниэль Смит заявила, что лично она против отделения. Вместе с тем политик объявила об электоральной реформе («Билль 54»), которая значительно облегчила проведение референдумов.
Этим тут же воспользовалась сепаратистская организация Alberta Prosperity Project, которая запросила референдум. В июне ее глава Митч Сильвестр официально представил инициативу местному избиркому. Тот, однако, решил не торопиться и перенаправил документ в суд, который должен был проверить его на соответствие канадской конституции. Рассмотрение длилось до декабря, решение суда Альберты было отрицательным.
Однако на этом история не закончилась. Меньше чем через неделю законодательный орган провинции фактически отменил результаты юридической оценки суда. Alberta Prosperity Project запросила референдум повторно с несколько измененной формулировкой вопроса, после чего местный избирком официально дал ей зеленый свет. Согласно законам провинции стартовавший 3 января сбор подписей продлится до 2 мая. В случае успеха референдум состоится в 2027 году – одновременно с выборами в парламент Альберты.
Даже если альбертским сепаратистам удастся собрать подписи для референдума, далеко не факт, что само голосование будет успешным. На деле число сторонников независимости Альберты сравнительно невелико. Согласно данным разных социологических опросов, эту идею поддерживают от 20 до 30 % жителей провинции. Притом что 70 % и больше, напротив, хотят остаться в составе Канады.
Одновременно со стартом кампании Alberta Prosperity Project в 2025 году активизировалась и другая организация – Keeping Alberta Forever Canadian («Сохраним Альберту канадской навсегда»). Название говорит само за себя: под ее знаменами собрались сторонники единства Канады. Они тоже запросили и подали местному правительству петицию о референдуме, правда, с диаметрально противоположным вопросом: должна ли Альберта остаться в составе Канады? В отличие от сепаратистов, к этой петиции правовых вопросов не возникло. Движению удалось провести сбор подписей в 2025 году, по итогу их поддержали 404 тыс. избирателей из 293 тыс. необходимых.
Теоретически теперь Keeping Alberta Forever Canadian может провести собственный референдум. Однако лидер движения бывший вице-премьер Альберты Томас Лукашук не видит в этом смысла. По его мнению, сбор подписей нужен для того, чтобы власти провинции были в курсе реальных настроений большинства избирателей.
Пока неясно, смогут ли сепаратисты повторить или даже побить рекорд своих оппонентов. У мест сбора подписей повсеместно наблюдается ажиотаж. Говорившие с прессой люди готовы часами стоять в очередях, лишь бы покончить с «абьюзивными отношениями» с Оттавой. Впрочем, кампания находится только на начальных этапах. Об ее успехе или провале станет понятно к концу весны.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/aEtxJlvZbJI?si=G8HrCxnocaapirr1" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>