В детстве любил почту — там вкусно пахло посылочным сургучом и под стеклом красовались новые серии марок.
В последние годы вашему автору доводилось посещать Latvijas Pasts по двум поводам: получение бандеролей из–за рубежа или судебных материалов от родного государства. Офисы государственной компании изменились, но главное в них осталось — это неизбывные очереди. Могу, впрочем, засвидетельствовать, как любитель отправлять в родительский дом открытки из посещаемых мест: это общая традиция почтамтов мира, будь то Соединенные Штаты или Черногория.
Что обещала реформа
Соответственно Почтовому закону, универсальной почтовой услугой является "минимальная совокупность почтовых услуг определенного качества с общим народнохозяйственным значением, доступным всем пользователям по всей территории Латвийской Республики независимо от места их географического расположения по единому тарифу, утвержденному Регулятором". Однако тот же Почтовый закон указывает, что необходимо оказывать эти самые услуги "экономически выгоднейшим образом", "соответственно тенденциям развития почтового рынка".
"Структурные перемены" в Latvijas Pasts выглядят так. Согласно подготовленной для Комиссии Сейма по запросам информации, до 2026 года в Латвии должно было остаться всего 71 почтовое отделение и 519 пакоматов. Еще в 524 местах действовала бы услуга "Почтальон на дому", разъездной сотрудник.
Latvijas Pasts и впредь обязуется доставлять:
— письма весом до 2 кг
— посылки по Латвии весом до 10 кг и из Евросоюза до 20 кг
— абонированные печатные издания.
Профессия почтальона, кстати, довольно востребованная — вакантными в ЛР остается всего 9 позиций, из них 4 в Риге. В месяц по стране сменяется 1,41% почтальонов. Зарплата у них, впрочем, не блестящая — брутто 700–900 евро, а через два года обещают повысить до 1590 евро до налогов.
"План развития персонала предусматривает улучшение рабочей среды, особо заботясь об оснащении работы почтальона", — гласит письмо министра Каспарса Бришенса ("Прогрессивные").
Если же вернуться к количеству почтовых отделений, то в государственных городах (бывших республиканских) предполагается рассчитывать их одно на 25 000 жителей. Далее — минимум по одному в каждом крае, или же кратно каждым 15 000 жителям. Что же касается упраздненных волостей, то там будут "места выдачи почтовых отправлений".
Все это было в планах Минсообщения. После скандала ситуация подвисла, и на днях депутаты Сейма вызвали на ковер Министерство сообщения — явился Гиртс Дубкевичс, парламентский секретарь.
"Процесс остановлен, он не был продуман, плохая коммуникация с заинтересованными сторонами, в том числе с жителями, — признал чиновник. — Нужно искать решения".
"В совете Latvijas Pasts особенно большие расходы"
Парламентский секретарь сопоставил расходы на проведение бала Latvijas Pasts — 180 000 евро, и объем убытков для некоторых отделений, которые предполагалось закрыть. К примеру, в Царникаве оный составляет 12 000 евро в год. "Механическое обрезание", начатое прежними министрами Талисом Линкайтсом ("Консервативные") и Янисом Витенбергсом (Национальное объединение), более проводиться не будет. Последовали и организационные меры по самому АО Latvijas Pasts:
— Совет принял ответственность, его члены больше не работают. Они не смогли обеспечить стратегию.
С другой стороны, компания намерена развивать перспективные направления развития, на которых — зарабатывать. Соответственно, будет повышаться и вознаграждение сотрудников, выполняющих новые функции.
Что касается распределения почтовых отделений, то предложенная концепция не является логичной с точки зрения социального аспекта. К примеру, в городе Варакляны вообще не должно было бы остаться полноценной почты. А вместо живого человеческого общения с почтальоном остался бы бездушный пакомат.
Господин Дубкевичс предположил, что в будущем можно было бы размещать оказываемые почтовые услуги на железнодорожных станциях — благо они относятся к ведению одного ведомства, Министерства сообщения. "Это одно из лучших решений", — привел он в пример Ригу. Есть также варианты почтового сервиса в местах розничной торговли и на АЗС.
— Кажется странным, что Министерство сообщения о таких решениях не знало, — рассуждала депутат Линда Лиепиня ("Латвия на первом месте"). По ее словам, только поднявшаяся шумиха вынудила ведомство сдать назад. На это Гиртс Дубкевичс ответил — что, безусловно, в Министерстве сообщения про все знали. Кроме проведения бала Latvijas Pasts, который входил в "операционную деятельность" компании.
— Бал работников необходим, тут нет разговоров — надо им сказать спасибо, оценить. Но не такие расходы в кризисное время.
Депутат Светлана Чулкова ("Стабильности!") отметила, что министр Бришкенс получил приглашение на вышеуказанную вечеринку. Она же поинтересовалась дальнейшей судьбой правления Latvijas Pasts — ведь оно не меньше совета компании ответственно за работу. Чиновник ответил, что сейчас работает временное правление — и объявлен конкурс на замещение вакантных должностей.
Плюсы и минусы
Член фракции "Объединенного списка" Эдгарс Путра заметил, что некоторые провинциальные почтовые отделения, например в Лиеги (Диенвидкурземский край, население около 400 человек) работают даже с небольшим "плюсом" — однако и их предлагалось закрыть. Господину Путре, выходцу из предпринимательской среды, не нравится "хаос, который создан".
— Самоуправления предлагают помещения почте за 10 евро в месяц — она отказывается! Что, почтальон по вызову, его горючее, будут стоить дешевле?
Александрс Кирштейнс, не принадлежащий к фракциям, отметил, что "грубо нарушен Почтовый закон". Ему кажется, что это не коммерческое предприятие, но — обеспечивающее государственные функции!
"До конца не согласен", — ответил парламентский секретарь. Ведь если почта будет дотироваться, то это составит нагрузку на бюджет. Так или иначе, сейчас в Министерстве сообщения "постараются собрать разлитую воду".
Тут уж стоит поинтересоваться судьбой наших налогов: что ж он, бюджет Латвии, такой бедненький, закупки ракет за миллиарды выдержит, а почту на селе не потянет.
Кстати, что касается самого господина Дубкевичса, то на должность парламентского секретаря Минсообщения он попал с позиции старшего эксперта Комиссии по регулированию финансового рынка и капитала. В ней он за 2022 год, по данным декларации должностного лица Службы государственных доходов, заработал 39 818 евро, еще 12 000 получив от хозяйственной деятельности в SIA, где обладает 7000 долями капитала. Сфера деятельности фирмы, если судить по названию, связана с транспортными услугами. Чиновник обладал долями еще в двух компаниях, по наименованиям, занятыми сельским хозяйством и отходами. При этом долги Гиртса Дубкевичса на указанный период составляли 128 430,82 евро.
Не знаю, как вам, но мне почему–то не кажется, что при таких показателях от нового фронта работ чиновника можно ожидать особых успехов.