С 5–го по 9–й класс школьники Латвии обязаны учить второй иностранный. Но дело это теперь, как говорят, геополитическое. На сей счет группа депутатов Национального объединения внесла особые поправки к Закону об образовании.
Родителям предстоит сделать выбор
Хотя темой заседания парламентской Комиссии по образованию, науке и культуры значилось "обеспечение освоения второго иностранного языка", в действительности там рассматривалось вот что: "Определить, что в 2023/24 учебном году школьникам, которые не желают продолжать осваивать второй иностранный язык — русский язык, и образовательное учреждение не обеспечивает школьнику возможность продолжать осваивать один из официальных языков ЕС или один из официальных языков государств–участников Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) или иностранный язык, освоение которого регулируют заключенные межправительственные договоры в области образования, по завершении 9–го класса оценку второго иностранного языка — русского языка — школьник получает от суммарных оценок, полученных по этому учебному предмету в предыдущие учебные годы".
А ведь как вовремя, оказывается, случилось это самое вооруженное вторжение. Буквально подгадал Путин. Ибо наш предыдущий президент Левитс еще 26 апреля 2021 года выступил с заявлением "Об укреплении латышского языка как единственного государственного языка". В нем, в частности, указывалось, что "государству надо было бы активно способствовать и обеспечивать освоение в системе образования официальных языков ЕС как второго иностранного языка".
Тут вопрос, конечно, интересный — если поставить целью рост латышского языка, то русский будет к нему все же несколько ближе, нежели, предположим, французский или испанский. Так или иначе, цель была сформулирована вполне благородная: "Изменения способствуют полноценному включению молодежи в образовательное пространство Европы, поспособствуют освоению официальных языков ЕС, что, в свою очеред,ь откроет широкие возможности занятости в ЕС и вне его". То есть уезжайте, юноши, скатертью дорожка.
Между тем радикального отказа от русского языка в ближайшее время все же не планируется. "Школьникам, которые до 1 сентября 2025 года начали освоение второго иностранного языка, не являющегося одним из официальных языков ЕС или ЕЭЗ, или иностранным языком, освоение которого регулируют заключенные межправительственные договоры в области образования, школа обеспечивает освоение второго иностранного языка, в том числе русского языка, до окончания этапа основного образования. Это решение необходимо, чтобы обеспечить подготовку учителей иностранного языка, в том числе обеспечить дополнительное получение квалификации тем учителям, которые ранее как второй иностранный язык учили русскому языку".
Следовательно, если считать, что последним учебным годом, когда пятиклассникам можно будет выбрать русский, окажется 2024/2025, то завершить свое обучение в девятом классе они смогут в 2028/2029 году, а потом русского в школе Латвии не будет.
Депутат Илзе Индриксоне (Национальное объединение) пояснила, что учебные заведения, где нет должных учителей "второго европейского", смогут заключать договоры с другими школами, а также попробуют изучать его дистанционно. Пускай даже "не столь перфектно", как выразилась парламентарий.
— Спасибо Илзе за разъяснения, — сказала председатель комиссии Агита Зариня–Стуре ("Новое Единство") и сообщила, что насчет второго языка уже получены отзывы Министерства финансов и Министерства юстиции. Они в целом согласны. А вот Министерство образования и науки в лице парламентского секретаря Силвии Рейнберги "концептуально согласна с некоторыми техническими поправками". Именно — специальный законопроект принимать не надо.
Учителя на вырост
Иван Янис Михайлов, замдиректора Департамента обеспечения качества Государственной службы качества образования, подтвердил — все может быть сформулировано в госстандарте образования. Можно будет учить хоть украинский, хоть иврит или японский.
— Спасибо коллегам из Национального объединения, — сказал Чеславс Батня, депутат от Объединенного списка. По его признанию, в настоящий момент "цифры драматические" — так много латышских детей учат русский язык, "от которого надо отказаться". Но он задается резонным вопросом: удастся ли подготовить в ближайшие годы около 150 педагогов, способных преподавать второй иностранный язык, то есть тот, который надо?
— Если вы скажете "да", то все в порядке, но я не чувствую такого действия, — признал господин Батня, который в системе образования человек не сторонний, ибо служил директором Адажской средней школы. По его мнению, надо стимулировать студентов, которые ныне учат, к примеру, немецкий язык. Госпожа Рейнберга пояснила, что для сей цели предусмотрены дополнительные стипендии в 300 евро по "приоритетным направлениям образования", а бывшим учителям русского будет предложено переквалифицироваться. Однако не все происходит столь быстро — первые группы обучения педагогов только появляются, и процедура закупки проведена только для будущих учителей немецкого.
Жаль, однако, что в числе государственных органов, с коими консультировался Сейм, не было Министерства обороны. Не стоит ли будущим призывникам владеть языком потенциального противника? Ведь по всем политическим установкам последнего времени Россия и Беларусь являются враждебными странами, вооруженный конфликт с коими вовсе не исключен.
В этой связи не лишним будет опыт СССР, который накануне и во время Второй мировой войны настойчиво преподавал немецкий — хотя никакой любви к носителям данного языка в самой стране не наблюдалось, даже строго наоборот. А ведь это существенный фактор во время военных действий — когда мы можем понять язык противника, а он наш — нет!
СТАТИСТИКА
По данным на 2021/22 учебный год, почти в половине школ Латвии — 320 из 668 — в качестве второго иностранного языка предлагался только русский.
В стране имелось 1183 преподавателя русского языка как иностранного. Для сравнения: немецкого — 562, французского — 88, испанского — 26, итальянского — 6, норвежского — 3.