На границе Бришкенс ходит хмуро: из Латвии в Россию выстроилась неприлично большая очередь

Наша Латвия
BB.LV
Дата публикации: 31.07.2024 07:05
На границе Бришкенс ходит хмуро: из Латвии в Россию выстроилась неприлично большая очередь

Сухопутные маршруты в Россию и Беларусь среди лета – в отсутствие железнодорожного пассажирского и любого прямого воздушного сообщения – это тот еще ад. По рассказам недавно проехавших на Восток путешественников, для пересечения контрольно-пропускных пунктов им потребовалось около суток.

Вариант ехать на Минск и Москву через Польшу рассматривать не стоит – там в разгаре пограничная холодная война. Похоже, и в правительстве Латвии поняли, что ситуация на внешнем периметре ЕС и НАТО зашла чересчур далеко...

Электронная очередь Латвии отстает от Эстонии на 13 лет

Интересно, что именно глава Министерства сообщения от «Прогрессивных» Каспарс Бришкенс выступил в минувший вторник с сообщением «Об оценке решения укрепления внешней границы Латвийской Республики и дальнейшем действии».

Что характерно – впервые постановления об усилении охраны госграницы Кабинет министров дал 22 октября 2019 года, а еще не было ни ковида, ни войны! А уже требовали: «оценить необходимые решения и определить необходимые мероприятия, которые позволили бы превентивно защитить от гибридных нападений, провокаций...» на КПП Патерниеки, Терехово и Гребнево.

Как водится, создали рабочую группу – из Службы госдоходов, Государственной погранохраны и Латвийского государственного радиотелецентра. Последний был призван обеспечить надежную связь, «своевременно опознавать грузовые транспортные средства, учет данных их водителей и передачу (...) вовлеченным в надзор за границей компетентным органам».

Слово за слово, и вот Радиотелецентр уже в декабре 2023 года – т. е. спустя 4 года! – «планирует реализовать основную инфраструктуру и предварительную заявку на разработку э-услуги – создание электронной очереди».

Последнее, надо сказать, чудо из чудес – уже с 2011 года функционирует на границе Эстонии и Латвии. Раз, наслышавшийся о прекрасном КПП Лухамаа, я отмотал туда 240 км, предварительно зарегистрировавшись на сайте и проплатив какую-то небольшую денюжку, до 10 евро. Для грузовиков резервация в системе GoSwift стоит 16 евро. В Литве та же система EVIS c 2013 года просит с фуры 5 евро.

Дело было уже после Крыма, но в годину относительной нормальности в нашем регионе. И вот потребовалось съездить во Псков на историческую конференцию, и я решил отправиться напрямую. От Лухамаа до древнерусского города всего каких 35 км. Но не тут-то было: прибыв к назначенным 9 утра на эстонскую границу, я выяснил, что там еще не проехали те, кто был записан на... 4 утра! Потому как – сломалась система.

Перспектива зависнуть самое малое на 5 часов казалась невыносимой, и я рванул с Лухамаа аж до Виентули – это уже латвийский КПП напротив Пыталовского района РФ. Там и пересек рубеж, сэкономив минимум три часа. Сейчас, увы, это место закрыто.

grannitsa.jpg

Точно так же, как прекратили работу небольшой КПП Педедзе на рубеже с РФ и перестроенный во время коронавируса КПП Силене на латвийско-белорусской границе. К последнему у меня есть памятная зарубка – раз там меня с семьей упорно не хотели... выпускать из Латвии. Ибо, видите ли, на моей машине не было наклейки LV. А купить? Ближайшее место – Даугавпилс, езжайте обратно и становитесь в очередь. Еле уломал.

«Начатая Российской Федерацией и открыто поддержанная Республикой Беларусь война против Украины оценивается как дополнительное обстоятельство риска и возможная мотивация Республики Беларусь дестабилизировать ситуацию на государственной границе с Латвийской Республикой», – грозно подчеркивает К. Бришкенс в своем меморандуме, отмечая, что «Финляндия закрыла пункты пограничного контроля с Российской Федерацией».

А пробку в 50 км не хотите?

Между прочим, Минсообщения показывает, что и до военных действий в Восточной Европе, в самом что ни на есть мирном периоде 2004–2006 гг., на границе ЛР – РФ тучи ходили хмуро. Так, в 2006 году очередь транспортных средств достигала полусотни километров. «Указанное способствовало существенным нарушениям общественного порядка, а также вовлечению криминальных элементов в торговлю очередью. В связи с появившейся ситуацией в приграничье начались забастовки водителей грузовых транспортных средств, было блокировано движение проезжающих вне очереди транспортных средств со скоропортящимися грузами. Фактически в приграничье создалась чрезвычайная ситуация».

Тогда дело пришлось поправлять патрулями Государственной полиции и мобильным постом Службы госдоходов, расположенным в конце очереди: «обеспечивая регистрацию транспортных средств и выдачу специальных талонов»!

Годы между ковидом и войной обозначили некоторую динамику работы латвийской сухопутной границы. Так, если в Терехово в 2021 году рубеж ЕС и НАТО пересекла 99 851 машина, то в 2023 году – только 62 257 машин. С другой стороны, в Гребнево за тот же период число машин выросло, соответственно, с 25 165 до 36 337. Сейчас Министерством сообщения «планируется использовать финансирование фондов ЕС». Ведь дело-то святое – на нас кончается Европа, и в очередях изнывают неповинные водители из государств Центральной Азии и Южного Кавказа.

Автобус вне расписания

Если верить латвийским органам власти, то основной кризис с фурами на КПП в новейший период был в 2022 году, а потом его постепенно удалось, так сказать, расшить. Разумеется, все это время привилегированное положение занимали регулярные автобусы: «Пересечению внешней границы было определено 40 минут». Хотя не секрет, что появлялись и автобусы вне расписания – что «актуализировалось в связи с перевозками подданных Украины и Молдовы». «Лица фактически были вынуждены более долгий период времени проводить на территории (...) что способствовало конфликтным ситуациям и угрозе обеспечения режима».

Что же делает Минсообщения для разрешения кризиса?

Каспарс Бришкенс, министр сообщения

«У въезда и выезда устанавливаются камеры видеонаблюдения, которые работают как «цифровые ворота», безошибочно считывая и опознавая номерной знак находящегося у «цифровых ворот» транспортного средства. В решении номерной знак будет как уникальный идентификатор, чтобы определить, когда транспортное средство въехало и выехало из пункта пересечения границы, сколь долгое время оно провело на пункте пограничного контроля и т.д.».

Программное обеспечение позволит общаться с водителями в виде СМС, указывая им на движение в очереди. Впрочем, и «сотрудники смогут вручную оповещать определенного автоводителя...» «Необходим также механизм/решение о месте (территории), где водители грузовых транспортных средств ждут своей очереди, чтобы не образовывалось неконтролируемое стояние транспортных средств в 5–10 км. А для всего этого нужна эффективизация процесса договороспособности учреждений и работы».

Золотые слова – да только граница-то в Латвии находится отнюдь не в ведении Минсообщения. Последнее отчетно только за дороги, а охраной занято – МВД, таможенным контролем – Министерство финансов, ветеринарным и фитосанитарным – Министерство земледелия. Да и Минздрав со своими эпидемиологическими требованиями недалек. Наконец, в своем праве МИД, поскольку дело-то межгосударственное. Так что тем, кто все же задумал съездить на Восток, следует запастись терпением...

СКОРОСТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

«5-6 машин в час. Только ожидание +/- 20 часов и 2 часа на границы» (Михаил Лавренов, председатель комитета Даугавпилсской городской думы в Facebook, 19 июля).

Ник Кабанов
Все статьи

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ