Если взглянуть на гидрологическую карту нашей республики, то просто душа радуется — насколько богат наш водный мир.
Большие артерии и сотни капиллярных сосудов, родимые пятна озер — все это создает неповторимый ареал природы родного края.
Однако совсем иную картину дает визуализация качества воды в реках, где голубым цветом, т. е. высоким качеством, могут похвалиться только немногочисленные фрагменты. Там можно пить воду прямо из реки. Боже упаси делать это в Риге и еще десятках км выше по течению Даугавы, где бассейн обозначен красным цветом "очень плохого" качества.
Согласно данным, которые представило на минувшей неделе в парламенте Министерство климата и энергетики, только в 35% рек Латвии экологическая ситуация оценивается как хорошая.
Треть всех латвийских рек загрязнены из-за слива/сброса в них чрезмерного количества удобрений.
В двух из каждых пяти рек Латвии произошли искусственные изменения русла либо их свободному течению препятствуют различные сооружения.
В связи с этим ведомство, возглавляемое Каспарсом Мелнисом ("Новое Единство") намерено начать "совершенствование документов политического планирования и правового регулирования", в частности — проведут поправки к Закону о водном хозяйстве, а также Правилам Кабинета министров, относящиеся к обязанностям и ответственности по водопользованию.
Особенной конкретики министерство пока не предоставляет, говоря лишь о необходимости постоянного мониторинга, совершенствовании финансирования из фондов ЕС и сотрудничестве с Литвой и Эстонией. Хотя главная река страны, увы, течет из Беларуси и России, объявленных враждебными — с ними никакого "речного" взаимодействия не может быть.
Вполне вероятно, что новая политика приведет к определенным затруднениям в работе сотен малых ГЭС, которые были основными выгодополучателями энергетических льгот в начале 2000–х, что в итоге привело к экологической катастрофе на ряде рек Латвии.
Теперь у властей другие любимчики — ветряная и солнечная генерация, а "альтернативную" гидроэнергетику можно будет списать как мелкую дробь без особого ущерба для общего баланса выработки тока. Тем паче что, как наблюдал ваш автор во время неоднократных поездок по Латвии — фактически нет ни одного старинного поместья с заброшенной водяной мельницей или даже старинной гидростанцией, из которой ушла экономика — а природа со временем взяла свое.