Как уже сообщалось, на днях в обстановке строгой секретности правительство Силини обсуждало многострадальную судьбу airBaltic. После чего появилось короткое сообщение в духе "все хорошо, прекрасная маркиза!".
Что это было?
Мол, так все хорошо, что государство отказывается от контрольного пакета в национальной авиакомпании, а сама авиакомпания, ничтоже сумняшеся, списывает в убытки уже истраченный 571 миллион евро из кармана налогоплательщиков, вычеркивая их из основного капитала компании.
Кстати, если разделить «прощенные» деньги на всех жителей Латвии, то получится, что каждый вложил в национальную авиакомпанию по 300 евро. Включая, младенцев, пенсионеров и банкротов. Семья из четырех человек выделила на нацкомпанию по 1200 евро.
Потрясающая новость о списании долгов сопровождалось еще более непонятной новостью: параллельно со списанием убытков идет активный поиск, или точнее даже переговоры, с потенциальным стратегическим инвестором, но этому инвестору контрольный пакет пока не продадут. А еще и акции airBaltic планируется вывести на биржу.
Как говорят в Одессе, меня удивляет ваше удивление. Да, министр сообщения Каспарс Бришкенс и шефы airBaltic были удивлены, что народу их столь "исчерпывающие" пояснения не понравились, а кое–кто вообще не понял, а что это такое было? Афера? Издевательство? Неудачная шутка? Уголовное преступление?
Ладно бы народ — у нас уже давно мало кто с простыми смертными считается, так и, кажется, сам президент страны не понял, а что, собственно, случилось? Правда, глава государства снова все попытался списать на проблемы в коммуникации — не смог министр Бришкенс вовремя и грамотно все объяснить. Хотя, похоже, "секрет" здесь прост: трудно объяснить то, чего ты сам до конца не понимаешь или не уверен, что тебе руководители авиакомпании сказали правду, точнее — всю правду!
Все истрачено — забудьте
Отметим, что в среду вечером в эфире программы Домбурса на ЛТВ–1 Kas notiek Latvijā? глава Минсообщения пытался разъяснить ситуацию в авиакомпании, а председатель совета airBaltic Клавс Васкс рассказывал, что все равно упомянутые полмиллиарда давно истрачены — еще в период ковида и сразу после него, но зато компания осталась на плаву и государство получило доход в бюджет за счет налогов.
На что Янис Домбурс логично заметил, что вообще–то и другие компании платят в нашей стране налоги, при этом не получая финансовую помощь от государства…
Так или иначе, но дальнейшая стратегия развития (существования) национальной авиакомпании осталась покрыта мраком. Если опять–таки исходить из утверждений министра Бришкенса и руководства airBaltic, то стратегический инвестор контрольного пакета не получит.
Видимо, замысел в том, что он получит блокирующий пакет, как и правительство — 25% акций плюс один. Это значит теоретически, что у правительства и стратегического инвестора может быть на двоих — 50% и плюс две акции. А остальные почти 50% акций airBaltic будет пытаться реализовать на бирже или точнее — на биржах (Рижской и международной).
Сразу же скажем, что управлять компанией, а тем более — принимать решения, в ситуации, когда ни у кого нет контрольного пакета, но два акционера могут блокировать решения, будет крайне сложно. При этом, впрочем, неясно, будет ли позволено стратегическому инвестору скупить акции на бирже и тем самым заполучить контрольный пакет?
Не до жиру — быть бы живу
Возможно, какая–то ясность наступит после того, как станет известно, кто же будет этим самым стратегическим инвестором. Программа ЛТВ1 Panorāma сообщила, что вероятнее всего им может стать германский авиационный гигант Lufthansa. Если это так, то наверняка немцам было бы выгоднее заполучить контрольный пакет, чтобы контролировать компанию реально.
В любом случае, очевидно, что финансовая ситуация в airBaltic такова, что на горизонте маячила неплатежеспособность или, в лучшем случае, как выразился в эфире программы Домбурса независимый экономист, пришлось бы начинать процесс правовой защиты. Чтобы избежать угрозы банкротства, правительство и было вынуждено пойти на радикальные меры — уменьшение основного капитала, срочный поиск стратегического инвестора и вывод акций на биржу.
Тем более что у государства нет ни денег, ни правовой возможности (сейчас не пандемия ковида и Брюссель на это добро не даст) вкачивать очередные десятки и сотни миллионов для стабилизации авиакомпании, которая имеет отрицательный капитал и закончила полугодие с убытками в размере 88 миллионов.
Компания остается в Риге
Хорошая новость в том, что все–таки airBaltic с базой в Риге продолжит работу. Вопрос лишь в том, в каком виде.
Удастся ли сохранить все имеющиеся маршруты полетов и вернуть со временем новые лайнеры, которые были отданы в аренду другим авиакомпаниям, из–за чего многие рейсы под "маркой" airBaltic выполняют маленькие зарубежные компании на самолетах 1990–х годов выпуска?