Ученые проследили маршруты, пожалуй, самого неистребимого вида на этой планете.
Генетики из университетов девяти стран объединились, чтобы выяснить, откуда взялись повсеместно распространенные рыжие, или немецкие, тараканы Blattella germanica. Это, можно сказать, «одомашненный» вид, которого нет в дикой природе. До сих пор было неизвестно, где, когда и как именно эти вредители эволюционировали, чтобы перебраться в дома людей, стали зависеть от нас, путешествовать вместе с нами и откуда расселились по всей планете.
Результаты, опубликованные в PNAS, показывают путь вредителей за 2100 лет. «Это увлекательная история о том, как люди способствовали эволюции и распространению одного из самых ненавистных нам вредителей», — пишут авторы о своем исследовании.
Как таракан стал немецким?
Традиция пренебрежительно называть немецких солдат пруссаками оказалась живучей. Вот карикатура времен Первой мировой войны, которая обыгрывает это прозвище.
Впервые этот вид упоминается в источниках эпохи Семилетней войны. Его заметили на армейских продовольственных складах в Центральной и Восточной Европе, причем по «обе стороны баррикад». Тогда каждая армия назвала насекомое в честь противника: русские назвали его «прусским тараканом», а прусские солдаты и британцы — «русским тараканом». Спустя четыре года после окончания войны шведский биолог Карл Линней описал вид и назвал его Blattella germanica: образцы были собраны в Германии, а blatta на латыни — избегающий света.
Хотя позже ученые обнаружили похожие виды в Африке и Азии и предполагали, что они могут быть родственны немецкому таракану, а также его предкам из дикой природы, не было возможности это доказать. Современные методы генетики позволяют проверить эти гипотезы.
В новом исследовании команда взяла образцы геномных маркеров 281 таракана из 17 стран со всех шести населенных людьми континентов. Результаты подтвердили, что Blattella germanica произошел от азиатского таракана Blattella asahinai около 2100 лет назад.
Этот вид, в отличие от «домашнего», умеет летать и не прячется от света. По выводам ученых, он начал приспосабливаться и эволюционировал на территории Индии и Мьянмы, когда люди постепенно занимали среду обитания диких тараканов. Тогда насекомые адаптировались к жизни в населенных пунктах и постепенно перебрались из полей в здания.
Попутчики воинов и купцов
Геномный анализ также позволил составить карту распространения насекомых по миру: оно происходило по двум основным маршрутам — на запад и на восток от Индии и Мьянмы. Первая экспансия началась около 1200 лет назад и была спровоцирована, вероятно, активной торговлей и военными походами во времена династий Омейядов и Аббасидов: тараканы путешествовали в солдатских хлебных корзинах и других сосудах, которые везли с собой люди. Так вредители попали на Ближний Восток.
Вторая волна распространения была связана с колониальным периодом около 400 лет назад, в первую очередь, с коммерческой деятельностью европейцев на юге и юго-востоке Азии. А именно — с голландской и британской Ост-Индийскими компаниями, предполагают ученые.
Еще в XVIII веке «немецкий» таракан обитал в основном в Азии и добрался до Европы, по расчетам ученых, всего 270 лет назад. Это соответствует самым ранним упоминаниям в записях 1760-х годов. А с конца XIX — начала XX века вредитель уже распространился по всему миру. И хотя Европа изначально не была центром его эволюции и миграции, но на последнем этапе массовой экспансии она сыграла важную роль.
«Достижения, которые ускорили транспортировку (например, паровые двигатели) и глобализацию торговли, а также повысили комфорт в жилье (водопровод и внутреннее отопление), позволили немецким тараканам колонизировать регионы, ранее недоступные из-за высокой смертности во время поездок на большие расстояния и плохой переносимости холода», — пишут авторы в выводах исследования.
Благодаря развитию человеческой цивилизации тараканы смогли освоиться и закрепиться даже в самых неблагоприятных для жизни местах, всегда следуя по пятам за людьми, находя себе дом рядом с ними в их жилищах. Исследователи отмечают, что история этих вредителей, получается, неотделима от истории человечества. «Они ведь даже летать не умеют!», — говорит Цянь Тан, ведущий автор исследования и биолог-эволюционист из Гарвардского университета. Тем не менее, с нашей помощью насекомые сумели захватить всю планету.