Фото: Янис Пориетис.
Выдающемуся русском дирижеру Василию Синайскому сейчас 77 лет, что для дирижера возраст свершений! По счастью, несмотря на «русскость», он до сих пор любим латвийскими музыкантами и слушателями.
И на днях вновь встал за пульт главного оркестра страны – Латвийского Национального симфонического, почетным руководителем которого (звание официальное) является уже семь лет. И в результате приезжает в латвийскую столицу, с которой у него связано столь много, ежегодно!
От Севера до Питера
Начать с того, что о корнях Синайского многое говорит уже одно его отчество – Серафимович. Его отец был священнослужителем еще при царской власти в России, а затем уехал с супругой, потомственной русской дворянкой, в эмиграцию в китайский Харбин, в котором осела часть российской эмиграции после Октябрьской революции.
После Второй мировой войны и победы над Японией российская колония была ликвидирована и семья вернулась в СССР – прямиком в Коми АССР, на Крайний Север, где в 1947 году на свет и появился будущий всемирно известный дирижер Василий Синайский.
Родился, кстати, в Абезьском лагере, где его родители отбывали заключение. Провел детство на Севере и только в середине 1950-х годов родители получили разрешение вернуться в Ленинград, откуда они были родом.
По счастью, во все времена это был город великих музыкальных традиций, где учился Василий в консерватории у выдающегося педагога Ильи Мусина, а это учитель всех ныне именитых маэстро – от руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева до популярного грека Теодора Курентзиса.
Василий Серафимович был одним из первых учеников профессора и в результате по окончании музыкального вуза сразу пошел по карьерной линии вверх – начинал ассистентом у великого Кирилла Кондрашина в симфоническом оркестре Московской филармонии (в конце семидесятых один из советских «невозвращенцев», остался в Нидерландах, где счастливо жил и работал, затем скоропостижно умер). Которым Синайский успел поруководить уже в девяностые.
Зеленый город
Но перед этим была громкая победа в 1973-м, когда 26-летний музыкант выиграл золотую медаль на конкурсе Герберта фон Караяна в Берлине, самом престижном конкурсе дирижеров мира. Если бы границы СССР были открыты, он бы сразу после этого явно бы остался на Западе (благо, предложения были), но он вернулся, несколько лет работал в Новосибирском симфоническом оркестре, а затем молодой маэстро получил предложение, от которого отказаться было сложно.
Ему предложили возглавить главный оркестр союзной республики – Латвии. И в 31 год Синайский переехал в Ригу, где с 1975 про 1987 годы руководил симфоническим оркестром Латвии. И вписал золотую страницу в музыкальную историю Латвии – все премьеры латвийских авторов проходили под его руководством.
Потом он уехал – сперва в Белград, где год поработал с главным югославским оркестром, а затем в Москву.
После этого на долгие 14 лет мы Синайского потеряли – он ни разу не приезжал в латвийскую столицу. Он стал главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Нидерландов, купил квартиру в Амстердаме, который сейчас является его главным адресом на земной карте, а с 1996-го был главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Би-би-си.
Он приехал в Ригу только в 1999-м, чтобы получить Большой музыкальный приз Латвии, и это было сенсацией. Стоит заметить, что такого половодья знаменитых симфонических оркестров и дирижеров, как в последние двадцать лет, Рига тогда не знала. А в 2001-м приехал на 800-летие Риги и с оркестром, который некогда возглавлял, играл на Домской площади!
«Я с нежностью вспоминаю Ригу, которой отдано так много лет, – сказал он тогда. – И мне уже трудно вспомнить много подробностей о городе, в котором я столь долго не был. Но тут у меня по-прежнему много знакомых – композиторов, музыковедов, музыкантов… Но если погружаться в воспоминания, то прежде всего у меня латвийская столица ассоциируется с парками – Бастионной горкой, парком, в котором тогда был молочный ресторан. Вообще, очень зеленый город, в отличие от многих других, в которых я побывал за свою жизнь».
Покорение мира
А затем мы Синайского опять потеряли, на что была уважительная причина – работал со всеми ведущими оркестрами мира. Достаточно сказать, что в его послужном списке Лондонский и Бирмингемский симфонический оркестр, Шотландские Королевский, симфонический и камерный оркестры, Роттердамский, Дрезденский и Чешский филармонические оркестры, оркестры радио Финляндии и Франкфурта.
Покорена Америка – выступал с симфоническими коллективами Детройта и Атланты. С 2007 года успел побывать главным дирижером симфонического оркестра Мальмё в Швеции, откуда через три года вернулся к руководству Московским государственным оркестром, а с 2010 по 2013 год вообще был главным дирижером Большого театра России!
Фото: Янис Пориетис.
Спустя время судьба совершила еще один круг – Синайский осел в Амстердаме, ведь это самый удобный город на земле, откуда до любой другой музыкальной столицы мира рукой подать. И по счастью, руку подала и Рига, в которой с 2017 года Синайский почетный главный дирижер главного оркестра. Приезжает как минимум раз в год, и, по счастью, политические процессы этому не мешают. За это время успел записать у нас альбом памяти композитора Петериса Плакидиса, а также сдвоенный альбом, посвященный памяти его коллеги, некогда первой скрипки Латвийского Национального симфонического оркестра Валдиса Зариньша.
«Память о музыканте остается в звуках, – говорит Василий Синайский . – Это все же счастье, что писатель остается в своих книгах, живописец – в картинах, а после музыканта остается память и звуки».
До скорого возвращения
Сейчас концерт под управлением Василия Серафимовича состоялся в непривычном для оркестра месте – рижском Hanzas Perons. Это связано с тем, что официальная резиденция нашего симфонического оркестра – Большая гильдия в Старой Риге. Сейчас она на два года закрылась на реконструкцию и коллектив выступает на всех доступных площадках. Синайский может собрать публику на любой из них – почти 700 мест в новом зале были заполнены, а среди слушателей цвет латвийской интеллигенции, среди которой ведущий наш композитор с мировой известностью Петерис Васкс, оперная певица Инесса Галанте, директор фонда Германа Брауна Инна Давыдова и многие другие.
Для начала была исполнена симфоническая поэма Адолфа Скулте (1909–2000) «Волны». Между прочим, автор – один из тех редких деятелей искусств, которым было присвоено высокое звание Народный артист СССР. Ничего постыдного сейчас в этом видеть не следует, это звание давали только самым лучшим.
Народными артистами СССР в Латвии были Вия Артмане, Элза Радзиня, Карлис Себрис... Из ныне живущих в Латвии только два таких – это Раймонд Паулс (в представлениях не нуждается!) и некогда прима-балерина латвийского балета Зита Эррс. Кстати, в достаточно молодом возрасте – в 33 года – Синайский успел стать народным артистом Латвийской ССР.
В нынешнем концерте была одна уже именитая гостья – родившаяся в Латвии альтистка Санта Вижине, которая с января 2022 года является концертмейстером альтов в одном из трех лучших оркестров мира, Королевском амстердамском Concertgebouw. А начинала карьеру концертмейстером группы альтов камерного оркестра Kremerata Baltica Гидона Кремера. Санта солировала сейчас в получасовом концерте британца Вильяма Уолтона (1902–1983) для альта и оркестра. А во втором отделении звучала масштабная и мощнейшая мажорная Восьмая симфония Антонина Дворжака, написанная в далеком 1889-м.
И Василий Серафимович еще успел и дать мастер-классы дирижирования в Латвийской Музыкальной академии имени Язепа Витолса. И вновь покидая Ригу, сказал, что вскоре вернется с новой программой.
«Вы знаете, я точно вам не смогу сказать, какая будет в следующем году, – говорит он. – Во-первых, во многом это зависит от оркестра и его руководства, а во-вторых, все-таки я боюсь сглазить. Но что точно, очень много идей музыкальных, все они бесконечно интересные, и я думаю, многие из них мы сможем спокойно реализовать в латвийской столице. До новых встреч!»
Комментарии (0)