Приступая к работе, новое правительство ЛР, возглавляемое Эвикой Силиней, приняло план действий или, если точнее, план приоритетов. В этом документе имеется и такой пункт – в ближайшие два года необходимо снизить смертность от внешних причин.
Расширить и углубить
Смертностью от внешних причин на чиновничьем языке называются случаи смерти в дорожно-транспортных происшествиях, утопления, отравления, самоубийства и случаи насильственной смерти.
Согласно плану правительства, отчет о том, что делается для снижения смертности такого рода, должен быть представлен в Кабинет министров до 31 марта этого года. А к 30 октября 2026 года ответственные министерства должны добиться постепенного снижения смертности от вышеуказанных причин на 100 тыс. населения.
Тот поступает мудро
Начав борьбу со смертностью, которую теоретически можно предотвратить, правительство поступило мудро. Ведь что бы оно ни сделало, или даже если вообще пальцем о палец не ударит, этот показатель улучшится.
Дело в том, что вот уже много лет подряд, еще с тех времен, когда Эвика Силиня была еще совсем молодой и ничего не знала о проблемах смертности, жители Латвии с каждым годом убиваются и бывают убиваемы во все меньших количествах. И власти страны к этому процессу не имеют большого отношения.
По мере улучшения жизни простых латвийцев (а нам кажется, что это происходит в основном вопреки усилиям Кабинета министров, а не благодаря им) увеличивается желание населения жить все дольше, а рисковать все меньше. Улучшаются также условия труда, становятся более безопасными автомобили и т.д. и т.п. В общем, нынешнее правительство Латвии в этом деле обречено на успех, с чем его и поздравляем.
Тенденция неуклонна
Заодно поздравляем и население Латвии, среди которого по вышеперечисленным внешним причинам в 2022 году скончались 1454 человек, а в 2010 году – 2108. Существенное улучшение налицо. Смертность от внешних причин в Латвии уменьшается довольно стабильно, но с небольшими скачками время от времени. Впрочем, тенденция неуклонна.
К сожалению, самый распространенный вид такой преждевременной смерти – это самоубийства. В 2002 году наложили на себя руки 223 жителя Латвии. Конечно, это очень много. Далее идут отравления и смерть от воздействия разного рода вредных веществ – 211 случаев в 2022 году. На третьем месте – падения. Всего 196 человек разбились насмерть за год.
Смерти в ДТП на четвертом месте – 134 случая. Большинство гибнущих в ДТП в Латвии – пешеходы. Улицы в стране освещаются плохо, за городом повсеместно отсутствуют тротуары, имеются нерегулируемые пешеходные переходы на четырех полосах движения и т.д. Этих людей можно было бы спасти простым улучшением дорожной инфраструктуры, но власти пока предпочитают стыдить население за то, что оно не носит отражателей. Типа сами виноваты. Осветите улицы, и отражатели не понадобятся. Надеемся, что правительство Эвики Силини не пойдет протоптанной дорожкой своих предшественников, а сделает что-то реальное для обеспечения безопасности на дорогах.
На пятом месте (внимание!) по числу смертей идет в Латвии воздействие холода – 110 случаев. А как же знаменитое глобальное потепление, ау? Оно в латвийской статистике вообще не появляется. То есть случаев смерти от жары в стране не фиксируется, а от холода – пожалуйста, да еще в каких количествах! Если же смотреть европейские СМИ, то складывается впечатление, что основная причина смерти жителей Франции, Италии, Испании и многих других – высокие температуры. Да, далеки мы еще от европейских проблем.
Кампании и реальность
Но продолжим наш печальный список. На шестом месте пожары, отнявшие жизни у 91 человека. На седьмом – случаи утопления (90). Далее идут насилие (56 случаев), смерть от механических устройств (38), случаи задыхания (29).
Опять-таки если верить отдельным СМИ и политикам, то главными жертвами насилия у нас, да и во всей Европе, конечно же, должны быть женщины. Об этом у нас твердят из каждого утюга, и одна общественная кампания тут же сменяется другой на эту же тему – насилие против слабого пола. Стамбульская конвенция опять же недавно принята. Ну нет у нас теперь более серьезной проблемы.
Увы, и здесь реальность отличается от вымыслов. На самом деле мужчины от насилия гибнут гораздо чаще – в 66% случаях. Как и во всех остальных случаях смертей от внешних причин. Особенно большой перевес мужской смертности в случаях гибели от механических устройств – 92%. Это, впрочем, совершенно понятно – именно мужчины заняты на самых опасных работах. В Латвии, кстати, это отрасли лесозаготовок и деревообработки.
По самоубийствам тоже огромный мужской перевес – 83% на 17%.
Кстати, число самоубийств в Латвии слишком высоко по сравнению с другими странами ЕС. Причем это касается и женщин тоже. В Латвии особенно часто кончают с собой мужчины в возрасте от 35 лет, а также мальчики-подростки в возрасте 15–19 лет. В двух других странах Балтии, кстати, тоже похожая картина и уровень самоубийств зашкаливает.
Что и требовалось доказать
Так что же мы можем посоветовать нашему правительству, озаботившемуся высокой смертностью жителей ЛР от этих самых внешних причин? А вот что: обеспечить своему населению приличный уровень благосостояния. Здесь уж Кабмин должен лучше знать, что делать. Ну там понизить налоги, увеличить пенсии и пособия, перестать третировать бизнесменов, активнее привлекать в страну инвестиции, больше думать о людях, в конце концов. Глядишь, дело и сдвинется с мертвой точки. Ну а смертность уже сама пойдет вниз.
Чтобы убедиться в правильности нашего подхода к проблеме, достаточно взглянуть на карту Латвии, на которой регионы страны отмечены по уровню смертности от внешних причин. Меньше всего таких случаев, да, вы угадали – в Риге и ее окрестностях. А еще в Вентспилсе и Вентспилсском крае. А больше всего, совершенно верно, в Латгальском регионе. Что и требовалось доказать – чем зажиточнее живет население, тем меньше оно склонно резать друг друга ржавыми кухонными ножами, травиться ядами, тонуть в водоемах, падать с высоты и гибнуть под колесами в ночное время на неосвещенной дороге без тротуара.
В общем, вперед, правительство Эвики Силини! Улучшайте нам наше благосостояние, повышайте наш уровень жизни, а мы в ответ обещаем не умирать от внешних причин. Ну, по крайней мере не в таких количествах.