С начала года закон обязывает предоставлять отдельный контейнер для биологических отходов. Коричневый контейнер во дворе – до сих пор редкое явление в городах и селах Латгалии. Большинство самоуправлений в регионах не заключили договоры со свалкой «Cinīši». На начало года там не был достроен завод по переработке биологических отходов. Сейчас он работает, но контракты до сих пор не подписаны, а купленные контейнеры просто лежат на складах, передает ЛТВ.
Десятки контейнеров для биологических отходов сложены в углу склада, находящегося на территории муниципального предприятия, предоставляющего коммунальные услуги в Прейли.
«Около двух мы отдали людям, которые используют их для других видов мусора, потому что им нужен был именно такой объем. Чтобы как-то применить их на практике, ведь они с начала года до сих пор стоят на складе», - говорит Григорий Семёнов, председатель правления SIA «Preiļu Saimnieks».
Контейнеры куплены, но не используются, поскольку не заключен договор о том, кто будет перерабатывать выбрасываемые в них отходы. Единственная свалка в регионе, получившая финансирование Европейского Союза на переработку биологических отходов, — это «Cinīši», принадлежащая Межмуниципальной организации по управлению отходами Южной Латгалии (AADSO). Там в отношении Прейли указано – сдавать биологические отходы как несортированные.
«Мы отказались, потому что не видели во всем этом логики. Потому что тогда мы бы потратили дополнительные ресурсы на отдельный мусоровоз, отдельную смену, которая бы ездила и собирала эти контейнеры и мусор в них отдельно, а потом сдавала бы мусор как несортированный», — говорит Семенов.
Подобные рассуждения можно услышать не только в Прейли. В сентябре «Ludzas apsaimniekotājs» убрал со дворов ранее выставленные коричневые контейнеры, заявив, что «Cinīši» не может принимать биологические отходы. Более подробно объяснить обстоятельства в муниципалитете Лудзенского края отказались. На свалку содержимое коричневых контейнеров принимают только из Даугавпилса, подтверждает глава AADSO.
«Ни у кого никогда не было 100-процентных биологических отходов. Их всегда смешивали. И большими, и маленькими добавками. Есть люди, которые специально складывают туда что-то подобное и даже выбрасывают туда строительный мусор», - подчеркивает член правления AADSO Айвар Пуданс. Айвар Пуданс подчеркивает, что людям нужно время, чтобы научиться правильно сортировать эти отходы. «Cinīši» находится недалеко от границы с Литвой, там советуют муниципалитетам, находящимся дальше от свалки, вывозить все отходы на ближайшую свалку.
«Если Лудза находится недалеко от Резекне, пожалуйста, везите в Резекне. В Резекне отходы идут через поточную линию, там биологические отходы будут выпадать, и мы, согласно закону, организуем, чтобы их можно было привезти к нам», - говорит Пуданс.
Когда закон вступил в силу, завод по переработке биологических отходов еще не был готов, признает владелец свалки «Cinīši». Однако то же самое было и в других частях Латвии. В Министерстве климата и энергетики заявляют, что им сообщили о разногласиях между самоуправлением Латгалии и свалкой, но решения пока нет.