Но почему в очередной раз получается «как всегда»?
Сразу оговоримся: в названии нет ни капли сарказма. Давая амбициозное обещание, что с 1 января 2025 года цены на лекарства станут если не ниже, то хотя бы сравняются с ценами в Литве и Эстонии, наш Минздрав и его глава Хосам Абу Мери действительно хотели как лучше. Но, как часто бывает у чиновников, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». О том, что (не)получилось на этот раз, наша беседа с экспертами – доктором мед. наук Борисом Донниковым и практикующим фармацевтом, обладателем звания «Фармацевт года-2021» и «Фармацевт года-2024» Владимиром Кейдансом.
Надеялись на «минус», но получился плюс...
– Итак, в конце прошлого года были приняты поправки к Правилам КМ – своего рода программа, благодаря которой посетители аптек теперь смогут тратить меньше денег на лекарства. И вот прошла половина января; на ваш взгляд, можно ли говорить о каких-то улучшениях или, по крайней мере, тенденциях к улучшению ситуации?
В. Кейданс: К сожалению, большинство медикаментов не просто не стали дешевле, а наоборот – для конечного потребителя (пациента) ощутимо подорожали. То есть стоимость некоторых, очень дорогих рецептурных и компенсируемых, медикаментов действительно несколько понизилась. Однако лекарства, которые раньше стоили около 7 евро и ниже, подорожали (а людей, которым требуются рецептурные и компенсируемые медикаменты лекарства ценой ниже 7 евро, по моим подсчетам, около 70-80%). Так что совсем не факт, что людям теперь не придется платить за рецептурные лекарства даже больше, чем раньше, – с учетом всех надбавок, включая пресловутые 0,75 евро за обслуживание рецепта, о чем чуть ниже. С чем и можно «поздравить» инициатора поправок к закону – то есть наш Минздрав, пообещавший улучшить доступность лекарств.
Что касается безрецептурных препаратов (от кашля, насморка и т. д.), которыми пользуются практически все жители Латвии, тут цены остались на прежнем уровне, во всяком случае пока. Так что латвийцам по-прежнему выгоднее закупать эти медикаменты в Литве, Эстонии, Болгарии и других странах, где они дешевле.
...0,75 евро «на ум пошло»?
– В числе нынешних нововведений немало вопросов вызывает «ноу-хау» нашего Минздрава – т. н. плата за обслуживание рецепта (0,75 евро за каждый рецепт)...
Б. Донников: Когда читаешь новый регламент, возникает немало вопросов. И один из них – плата в размере 0,75 евро за обслуживание каждого рецепта. Совершенно непонятно, во-первых, в чем чисто практически заключается это самое «обслуживание рецепта», а во-вторых – по какому принципу определялись категории тех, кто от этой платы освобожден.
Так, в числе «льготников» – люди со статусом trucīgs (нуждающийся), дети до 18 лет и беженцы. Но почему в этот список не включены пенсионеры, инвалиды и другие категории жителей, которые по определению являются и наиболее социально уязвимой частью населения, и наиболее активными потребителями лекарств? Пенсионеры всю жизнь работали на благо Латвии, платили налоги, многие серьезно надорвали здоровье. Каждый сениор (не говоря уже об инвалидах) за один визит в аптеку в среднем приобретает как минимум 6-7 рецептурных лекарств различных наименований. Умножим эти 6-7 наименований на 0,75 евро и получается, что с 1 января сверх основной суммы человек должен заплатить около 5 евро. А если в семье два пенсионера, а рецептурных лекарств еще больше?
Или люди, страдающие диабетом и онкологическими заболеваниями: они также не включены в список «льготников». А им для поддержания здоровья и жизни приходится покупать множество рецептурных лекарств разных наименований – соответственно, платить дополнительно 0,75 евро к стоимости каждого препарата.
Я считаю, что побор за то, что человеку просто продали лекарство, неприемлем. Это не укладывается ни в какую-либо логику, ни в этические нормы цивилизованного европейского государства. Эта абсурдная и позорная норма должна быть отменена, поскольку бьет по огромному количеству людей, повышая их расходы на жизненно важные медикаменты, каковыми являются рецептурные лекарства.
В. Кейданс: Как фармацевт я предвижу и такую опасность: человек, чтобы не платить за обслуживание рецепта, будет выкупать не все, что выписано врачом, а выборочно. Понятно, что здоровье от этого будет только ухудшаться – соответственно, обращаться к врачу придется чаще. В результате система медицины будет испытывать еще более сильную нагрузку.
Вот тебе, бабушка, и «сениорский час»…
– Многие крупные торговые фирмы, владеющие аптечными сетями, до сих пор практиковали различные акции, благодаря чему разные категории жителей получали различные скидки. Сейчас что-то изменится?
Б. Донников: Акции, скидки, программы лояльности – это все было очень популярно, поскольку люди, в зависимости от категории клиента, могли приобретать лекарства (рецептурные и безрецептурные), пищевые добавки, витамины и т. д. по весьма «лояльным» ценам. Теперь, в свете поправок к законодательству, совершенно непонятно, как это все оформлять документально – соответственно, система льгот на неопределенный срок (если не навсегда) может быть поставлена на паузу. Так что не исключено, что про «часы сениоров» и подобные им акции можно будет забыть – на время, а возможно, и навсегда.
Но особенно тревожит другое. До сих пор максимальные льготы в приобретении лекарственных препаратов предоставлялись медработникам и фармацевтам: ведь эти люди находятся на переднем крае борьбы с болезнями – соответственно, подвержены наиболее высокому риску заражения! И если раньше медик мог по вполне дружественным ценам купить себе, например, витамины для укрепления иммунитета, то за полную стоимость – еще подумает, и не факт, что купит. А заболевший медик – это прежде всего удар по его пациентам (не говоря уже про его собственное здоровье, необходимость оплачивать ему больничный и т.д.).
«На кой бес был нужен этот стресс»?
– В рамках одной газетной статьи невозможно обсудить все вопросы, которые вызывает новая система, введенная в нашу жизнь с подачи Минздрава. Поэтому вопрос – каково ваше общее впечатление о первых двух неделях ее работы?
В. Кейданс: Мне вспоминается, как вводилась в нашу жизнь система e-veselība. Вместо того, чтобы купить готовую проверенную систему у наших соседей за весьма скромные деньги, наши чиновники отдали разработку на откуп людям, которые ни дня не проработали ни в аптеке, ни в лечебном учреждении. И потратив огромные средства и время, мы получили систему, которую даже сегодня никак не можем довести до ума. Вот и здесь Минздраву явно не удалось проанализировать последствия своих нововведений – ни с помощью искусственного интеллекта, ни своего собственного.
Б. Донников: В ситуации, когда медицина испытывает огромный дефицит финансов и необходимо экономить каждый евроцент, Минздрав потратил на реформу громадные ресурсы. Вроде бы с благой целью – снизить стоимость лекарств для населения. Но пока, к сожалению, мы видим прямую противоположность.