Душа болит, а сердце плачет: почему в Латвии так трудно получить психологическую помощь

Наша Латвия
BB.LV
Дата публикации: 26.02.2025 07:05
Для начала нужно – поговорить.

Последний зимний месяц в Латвии подвергает нас всевозможным испытаниям: погодным, экономическим, медийным. Неудивительно, что, там, где тонко – там и рвется.

«Жизнь кончена», – написал в социальной сети мой знакомый, чуть за пятьдесят, человек с несколькими высшими образованиями. Взрослый сын, жена-инвалид, сам с несколькими хроническими заболеваниями. Но вместе с тем, с огромным кругом общения, который предполагает его сфера деятельности.

«Не надо отчаиваться», – отреагировали френды. «Таблетки скоро начнут действовать», – ободряли знающие люди…

Это актуально для многих

10 215 человек – именно столько совершеннолетних граждан нашей республики подписало коллективное заявление «Оплатить назначенную врачом психотерапию». В феврале документ рассматривался на Комиссии Сейма по социальным и трудовым вопросам.

Согласно данным Национальной службы здоровья, сегодня ситуация выглядит так: наибольшая часть услуг в сфере душевного здоровья обеспечивается в ходе консультаций в кабинетах врача-психиатра, по фиксированной ставке (50 лечебных учреждений по всей республике); еще есть опция лечения психиатрических больных в дневных стационарах (7 учреждений). Для тех же, кто не является в медицинском смысле душевнобольным, но нуждается в помощи психолога или психотерапевта, существует возможность получения до 10 сеансов консультаций (69 учреждений).

Кроме этого, страждущего могут направить на следующие официально утвержденные программы:

  • услуги ранней интервенции для пациентов с психиатрическими нарушениями;

  • диагностика нарушений аутического спектра;

  • реабилитация в дневном стационаре;

  • метадоновая терапия;

  • нарушения настроения;

  • паллиативный уход и редкие заболевания.

Однако главной проблемой Латвии являются чудовищные очереди для получения искомой помощи. Так, чтобы попасть в кабинет детского психиатра, нужно прождать 70 дней. Взрослым меньше, «всего» 40 дней (вообразим, что может произойти с человеком на грани срыва за такой период!). Чтобы пройти психиатрическое лечение в дневном стационаре, надо прождать 41 день. Ну а для получения услуг психолога/психотерапевта – 65 дней. Узнать о доступе к конкретному специалисту можно на сайте rindapiearsta.lv.

Разумеется, при подобных условиях – недовыявленных, недолеченных расстройств – неудивительно существенное количество немотивированных преступлений, суицида, несчастных случаев и попросту разрушенных семей. Наконец – потерянного рабочего времени, ведь в итоге все это выливается в неработоспособность людей, переживающих кризис…

«Немножко неудобно от всего этого»

Так выразился о ситуации глава парламентской комиссии Андрис Берзиньш. Он поинтересовался – сколько людей хочет к психотерапевту? Минздрав ответил – порядка 3-3,5 тысяч в год.

Парламентский секретарь Министерства здравоохранения Артем Уршульский сообщил, что в общем сегодня целых 10 диагнозов имеют покрытие из бюджета. Хотя – «эту услугу надо развивать».

– Есть иногда неясность по распределению компетенции между психологами и психотерапевтами. Мы хотим эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Наш план в этом году – провести публичную закупку, осуществить оценку и в будущем расширить эти интервенции. Есть несколько вариантов, куда идти: и групповая терапия, и разные полуавтоматизированные решения. Конечно, необходима оценка – чтобы эффективно распределить поток пациентов, которым полагается оплаченная государством услуга. Тем, у кого более легкие нарушения, будут доступны менее затратные услуги. Как только будет готова спецификация, произведем публичную закупку… Вот так все непросто в здравоохранении ЛР, оказывается.

Побочка ковидобесия

Как отметили приглашенные в Сейм эксперты, в особенности во время пандемии ковида в Латвии обострились депрессии, тревожные расстройства. Поэтому и была принята возможность получать психотерапевтическую помощь по назначению семейного врача.

А. Берзиньш возмутился длительностью ожидания у детских психиатров – но выяснилось, что тут дело даже не в деньгах, а в остром дефиците необходимых специалистов, с которыми заключен договор. Оплата из бюджета производится не за визит пациента, а – по постоянной ставке врача.

– У частных врачей совсем другие расценки, – заметил А. Берзиньш. – Конечно, там, где можно заработать – будет выгодней.

Минздрав признал, что конкретно детская психиатрия – наиболее затратная статья. Детский психиатр Анете Масальска рассказала, что один визит в частную практику может обойтись в 70–80 евро. До выплаты налогов врачи получают около 3000 евро. «Я бы не сказала, что это плохая зарплата. Но нужно много работать». Что же касается психологов, то они до налогов, по данным Минздрава, имеют 2847 евро.

Так или иначе, с 2020 года – то есть в течение 5 лет! – в Национальный центр психического здоровья (ЛЦПЗ) не пришел работать ни один новый врач. Эксперты считают, что разница в зарплатах между государственной и частной практиками может составлять до 4 раз. Доктор ЛЦПЗ Лиене Силе, по ее словам, «эксклюзивно представляющая государственный сектор», сказала, что в ее заведении врачам платят по 16 евро в час.

В практике госпожи Силе встречается немало пациентов, к примеру, с нарушениями питания. «Наши ресурсы очень ограничены», – констатировала психиатр. Более всего необходима помощь для острых больных. В стране существуют – именно так, поскольку помощь для них минимальна – тысячи возрастных пациентов в состоянии деменции. «Они не могут войти на Manabalss и что-то подписать».

– Эта картинка не выглядит красиво, – заключил А. Берзиньш.

…Разумеется, иногда даже час общения с врачом-специалистом может принести облегчение. А волшебные таблеточки новой генерации действуют так незаметно, что, принимая их, можно и на работу ходить, и даже автомобилем управлять. Однако ко всему хорошему привыкаешь, и медикаментозная поддержка становится неотъемлемой частью повседневной жизни, на годы и десятилетия. Когда же по какой-то причине человек перестает принимать таблетки – наступает рецидив. Обострение, стационар, все по новой.

Таинственный мир душевного (не)здоровья столь велик, что описать его в рамках одной законодательной инициативы просто нереально. Одна помощь нужна тем, кто страдает от шизофрении, другая – от депрессии, а есть еще немало людей, находящихся в пограничном состоянии. Как мрачно шутят психиатры: здоровых нет, есть – недообследованные.

Ну и, разумеется, необходимо поменьше напрягаться по части внешних факторов. В особенности тех, которые мы не в состоянии напрямую изменить. В этом отношении пост в социальной сети от Эдгарса Ринкевичса «Никогда не прекращай паниковать – это, конечно, шутка черного юмора. Хотя от главы государства хотелось бы чего-то более духоподъемного.

Ник Кабанов
Все статьи

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ