Студенты по-прежнему выбирают не те специальности, что хочет рынок труда

Наша Латвия
Rus.lsm.lv
Дата публикации: 29.07.2025 09:30
Студенты по-прежнему выбирают не те специальности, что хочет рынок труда

Данные о наборе студентов в университеты Латвии показывают, что они хотят изучать медицину, психологию, юриспруденцию и коммуникации, а также компьютерные науки и творческую индустрию, пишет LSM+. Но как соотносятся эти интересы с потребностями рынка труда?

В Минобразования говорят, что не очень, и меняют подход к финансированию бюджетных мест, сообщает Служба новостей Латвийского радио. В вузах же заявляют: заставить молодежь изучать те науки, которые требуются экономике, невозможно — мы живем не в закрытой системе, и абитуриенты, не поступив дома куда хотят, просто уезжают в другие страны.

Как в Латвийском университете, так и в Рижском университете им. П. Страдиня (RSU) больше всего желающих поступить на учебные программы, связанные с медициной. На них подали заявки более 2000 человек. Также большой интерес был к психологии, физиотерапии, юриспруденции и управлению бизнесом. В топе также оказались две программы компьютерных наук — одна в ЛУ, другая в Рижском техническом университете (РТУ).

Глава аналитической службы Министерства экономики Нормунд Озолс признаёт: то, что многие выбирают изучать медицину — это хорошо, потому что медики будут нужны. При этом ситуация с другими популярными учебными программами не так хороша, особенно с программами STEM (естественными и инженерными науками). Их по-прежнему выбирают слишком мало студентов, говорит Озолс:

«Например, в строительстве — это достаточно большая отрасль — есть разные профессии строительных инженеров, электроинженеров, которые, конечно, фактически не появляются в топе. И еще если мы говорим о трансформации народного хозяйства и экономики, то очень важны фундаментальные науки: физика, химия, которые затем перерастают в исследования — и которые тоже не появляются в списке учебных приоритетов молодых людей».

При этом радует интерес молодежи к компьютерным наукам, где по-прежнему есть дефицит специалистов, потому что отрасль стремительно развивается. Озолс допускает, что спрос на рабочую силу постепенно снизится, так как часть функций, возможно, будет выполнять искусственный интеллект.

Достаточно большой интерес молодых людей сохраняется к сфере социальных наук, несмотря на то, что бюджетных мест на этих программах достаточно мало, а в так называемой отрасли STEM больше шансов обучаться за государственные деньги. Например, в Латвийском университете на программе коммуникационных наук в этом году лишь 18 бюджетных мест, а на программе компьютерных наук — 220.

Еще один интересный аспект — высокий интерес молодежи к программам, связанным с искусством и творчеством. Самый большой конкурс в Латвийской академии культуры был на программе «Творческие индустрии», которая реализуется вместе с Рижским техническим университетом. Директор этой бакалаврской программы Элизабете Паласиоса рассказывает, чем студенты смогут заниматься после ее окончания:

«Ясно, что наш первичный фокус — это культура и творческие индустрии. Этот термин также используется вместе. И, если мы говорим о культуре, то это и кино, и мода, и музыка, и сценическое искусство, и издательская деятельность, или телевидение и радио, или индустрия компьютерных игр. Соответственно, эти люди со своими компетенциями могут открывать стартапы, или быть ассистентами, руководителями проектов, заниматься привлечением финансирования, быть продюсерами или работать специалистами по маркетингу и коммуникациям».

В свою очередь, о желании молодежи изучать психологию представитель Министерства экономики Озолс говорит, что хотя спрос на психологов растет, всем желающим места в отрасли может не хватить. В то же время начинает не хватать юристов, потому что для получения квалификации нужно сдавать госэкзамен.

В целом по оценкам министерства, существует дисбаланс между нуждами рынка и тем, что выбирают молодые люди, особенно из-за того, что многие по-прежнему делают выбор в пользу социальных наук. Берут кредиты и учатся за плату. Можно ли в таком случае запретить государственным вузам принимать студентов на платные места в отраслях, где на рынке труда нет дефицита специалистов, или хотя бы ограничить число платных мест? Опрошенные представители высших школ либо категорически отрицают подобную идею, либо относятся к ней скептически.

Например, ректор ЛУ Гундар Берзиньш предостерегает: «Ведь если государство скажет, что нам, например, вообще не понадобятся студенты социальных наук — то наши студенты, желающие изучать социальные науки, часто уезжают за границу. Мы живем не в закрытой системе. В открытой системе, какой является латвийское государство, можно сказать, люди выбирают и продолжают выбирать то, что им действительно нравится».

Он назвал «в некоторой степени мифом» предположение, что наша молодёжь будет выбирать свою стезю в жизни, основываясь на прогнозах рынка труда Латвии: «Этот миф существует уже давно: молодые люди всегда делают рациональный выбор, выбирая учёбу, которая впоследствии позволит им хорошо зарабатывать».

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ