Как уже сообщалось, политики решили внести личный вклад в экономию госсредств и заморозить рост собственных зарплат. Одновременно с этим и президент вышел с инициативой о замораживании роста вознаграждения членам советов и правлений государственных и муниципальных предприятий.
В свою очередь, возник и вопрос о том, а нужны ли вообще советы в этих самых предприятиях, контролируемых государством и самоуправлениями? И если советы нужны, то, возможно, лишь в отдельных крупных и стратегически важных предприятиях.
Давно пора было пересмотреть и размер жалованья этих членов советов и правлений. Как показал эфир шоу Яниса Домбурса Kas notiek Latvijā? на LTV в эту среду, вообще в системе окладов в госуправлении и особенно в руководстве госпредприятий царит хаос.
Чтоб я так жил!
Выяснилось, что система определения вознаграждений членам правлений госпредприятий явно устарела, поскольку в последние годы в ряде крупных предприятий упал оборот, а отдельные предприятия — например Latvijas dzelzceļš, из прибыльных превратились в дотационные.
Однако по–прежнему члены правлений крупных предприятий с госкапиталом получают огромные оклады, превышающие оклады президента и премьера вместе взятых. В месяц отдельные члены правлений получают от 8 до 11 тысяч евро чистыми, а некоторые и до 13–14 тысяч с учетом премий и доплат.
Как можно платить подобные зарплаты тем, кто работает в публичных госкомпаниях, причем зачастую почти монопольных? Особенно это непонятно в случае, когда госпредприятие вообще само не зарабатывает и живет на деньги налогоплательщиков, как это и будет в случае с Латвийскими объединенными общественными СМИ, где членам правления обещают зарплату в размере 9100 до уплаты налогов.
Примечательно, что замораживание зарплат коснется только тех предприятий, которые полностью принадлежат государству или самоуправлению.
И это означает, что, к примеру, президент и председатель правления национальной авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс в следующем году при желании может получать еще больше, чем в этом году. В этом году, напомним, он в месяц зарабатывает более 70 тысяч евро.
Как отметил телеведущий Янис Домбурс, это больше, чем шеф Finair, оборот которой в разы больше, чем у airBaltic.
Не пора ли сократить управленцев?
Совершенно очевидно, что нужно не просто замораживать рост зарплат руководству таких госпредприятий, но и уменьшать оклады, а также уменьшать количество членов правлений и советов в таких предприятиях.
Нельзя исключать и ликвидацию советов в ряде предприятий или объединение нескольких советов в один — например, чтобы один совет надзирал за всеми госклиниками страны.
Сокращение количества советов или их полная ликвидация позволит в год сэкономить около двух миллионов евро. Роль надзора за работой правлений в госпредприятиях могли бы взять на себя и соответствующие министерства или Госканцелярия, ведь министерства все равно являются держателями капитала в таких предприятиях.
До Риги тоже дошло
Примечательно, что на днях внезапно проснулся мэр Риги Вилнис Кирсис ("Новое Единство"), который поручил исполнительному директору города подготовить информацию о правлениях и советах муниципальных предприятий, оценив возможность уменьшить число членов совета и правлений этих предприятий и оптимизировать (читай: сэкономить) использование финансовых средств.
С учетом грядущих выборов в Рижскую думу наверняка какие–то решения на сей счет столичные власти примут — Кирсису, который явно не может похвастаться высоким рейтингом, нужно хоть как–то попытаться заявить о себе в позитивном ключе. Особенно на фоне ситуации с мостами и общим состоянием городского хозяйства.
В правлениях крупных муниципальных предприятий зарплаты выше, чем у мэра и даже министров. Причем даже если эти предприятия уже давно не работают с такой большой прибылью, как в былые времена.
А потом снова на подъем?
Что же касается замораживания зарплат высших должностных лиц, то, насколько можно понять, пока планируется заморозить рост окладов президента, премьера, депутатов и других VIP–персон сроком на год. И значит, велика вероятность, что, к примеру, в 2026 году зарплаты по завершению "заморозки" взметнутся до небес.
Отметим, что зарплаты высших должностных лиц привязаны к средней зарплате в народном хозяйстве за предыдущий год. К ней применяется специальный коэффициент — 7, и, таким образом, средняя зарплата в стране брутто, то есть до уплаты налогов, умножается на этот коэффициент.
Можно предположить, что в следующем году средняя зарплата составит уже где–то порядка 1750–1800 евро и ее в 2026 году умножат на 7.
Нетрудно подсчитать, что тогда оклады высших должностных лиц будут варьироваться от 8 до 12 тысяч евро в зависимости от должности.
Впрочем, нельзя исключить, что и в 2026 году депутаты и министры решат продлить заморозку — ведь это будет год выборов в Сейм.