Американский ВПК в очередной раз подтвердил, что лучшие образцы военной техники могут появиться только вследствие постоянной доработки имеющихся экземпляров по результатам их боевого применения. И если до последнего времени поиск идеала тянулся десятилетиями с времен корейской, вьетнамской, иракской и афганской войн, то в условиях украинской кампании «совершенство» достигается за куда более короткие сроки.
Рожденный в огне
Пару дней назад Армия США опубликовала фотографии новейшей и самой совершенной версии своей боевой машины пехоты (БМП) Bradley, созданной по результатам боевого применения предыдущих моделей этой машины в ходе украинского конфликта.
В своем заявлении Управление программы наземных боевых систем армии США (Program Executive Office Ground Combat Systems, PEOGCS) опубликовало изображения нового варианта M2A4E1 Bradley последнего поколения. По результатам презентации, которая прошла на прошлой неделе в штате Мэн, новинка удостоилась титула «самой современной и живучей» версии этой бронемашины.
По мнению разработчиков, новая БМП Bradley является результатом интеграции системы активной защиты Iron Fist («Железный кулак»), улучшенного переднего инфракрасного прицела наводчика высокой четкости и блока контроля окружающей среды для «предотвращения теплового стресса при высадке десанта».
Живучей всех живучих?
БМП Bradley — одна из самых противоречивых боевых машин, находящихся на вооружении армии США без малого полвека. Работы над созданием БМП для американской армии начались в 1964 году в рамках программы MICV-70 (Mechanized Infantry Combat Vehicle) и закончились в 1981-м с принятием на вооружение М2 Bradley. За это время было разработано несколько моделей БМП, являвшихся как вариантами глубокой модернизации американского бронетранспортера 1960-х годов M113, так и принципиально новыми машинами.
Противоречивость «Брэдли» заключается в том, что эту БМП нельзя отнести ни к разряду абсолютно удачных, ни к числу априори неудачных боевых машин. За годы боевого применения в ее истории были как самые фантастические взлеты, так и не менее фееричные неудачи.
В свой звездный час, во время операции «Буря в пустыне» М2 фактически уничтожили больше иракской бронетехники, чем основной американский танк М1 «Абрамс». При этом в ходе операции от огня противника было потеряно всего три машины.
Однако уже во время операции «Иракская свобода» (Ирак, 2003 год) Bradley понесли ощутимые потери. Причиной тому стал иной характер применения БМП. Если во время «Бури в пустыни» она использовалась преимущественно в режиме разведки или свободной охоты, то во второй кампании на нее была возложена задача поддержки пехоты. Здесь «героя первой иракской войны» подвело то, что никак не могло проявиться в первую кампанию. Из-за недостаточной защищенности нижней части «Брэдли» регулярно становились жертвами подрывов на минах и фугасах, в том числе и самодельных.
Впрочем, тогда же проявилось и другое свойство этой машины, существенно повлиявшее на ее дальнейшую судьбу, — невероятная живучесть. Bradley отмечена благодаря чрезвычайной способности сохранять жизнь и здоровье экипажа даже в случае поражения БМП снарядом (или ПТУР) противника или подрыва на мине.
Опыт второй иракской кампании привел к существенным доработкам машины, в значительной степени избавившим ее от главного недостатка — слабо бронированного днища. О скором появлении боевых дронов, поражающих сверху, тогда еще никто не думал…
Уроки Украины
По данным Пентагона, на Украину США отправили около двух сотен Bradley не самой последней версии M2A2. Отчасти это привело к повторению «иракского опыта», так как машины серьезно страдали от мин и фугасов, но в целом отзывы бойцов ВСУ о них оказались значительно лучше, чем об остальных западных машинах, включая «леопарды-2», «челленджеры» и «абрамсы».
Причина — все та же высокая живучесть, обеспечиваемая надежной бортовой и лобовой броней, и наличие задней аппарели для десантирования и покидания машины. Помимо живучести, БМП отличается неплохим вооружением, включающим ПТУР TOW, боевой модуль с 25-миллиметровой автоматической пушкой М242 «Бушмастер» и 7,62-миллиметровый пулемет М240С.
Довольно мощный 600-сильный двигатель позволяет Bradley разгоняться до 64 километров в час (по шоссе) при сравнительно невысоком запасе хода в 400 километров.
Нельзя сказать, что в ходе украинской кампании Bradley добились каких-то невероятных успехов, но роль «рабочих лошадок войны» им принадлежит по праву.
Буквально сразу после поступления БМП на Украину мировые СМИ облетело видео разгрома колонны украинской техники, состоящей из все тех же Bradley и танков «Леопард-2». Дебют действительно оказался неудачным, но, судя по все тому же видео, основной причиной уничтожения колонны стали не недостатки техники, а грубые ошибки украинских экипажей.
«Если бы украинцы держали большее расстояние между машинами, а также владели бы большим объемом знаний и понимали, как использовать дефилады (понятие в тактике, используемое для описания подверженности воинского формирования огню противника. — Прим. „Ридуса“) и линии промежуточной видимости, многие из тех машин остались бы целы», — прокомментировал этот эпизод Джош Килиан.
Главный итог модернизации — это использование системы защиты Iron Fist APS, делающее БМП Bradley еще более надежной и живучей. Система, разработанная израильской компанией Elbit Systems, обеспечивает надежную защиту от противотанковых снарядов и ракет путем запуска боеприпаса-перехватчика для их поражения на расстоянии.
Согласно информационному бюллетеню, опубликованному Elbit, Iron Fist «повышает живучесть» бронетехники и эффективна против «всех типов противотанковых угроз».
Ранее подобные системы применялись преимущественно на танках ввиду их сложности и дороговизны. Сегодня они перекочевывают на следующий, более низкий уровень градации боевой техники.
По словам генерал-майора Гленна Дина, возглавляющего PEOGCS, соглашение о приобретении «Железного кулака» армия США подписала только в конце марта. Ранее она полагала, что не может позволить себе столь сложные и дорогие системы.
«Армия получила финансирование на закупку M2A4E1 за каждую Bradley, подаренную Украине», — говорится в заявлении PEOGCS, сделанном на этой неделе. Так что, как это часто бывает, ожесточенные боевые действия в одной стране провоцируют развитие промышленности и технологий в другой.
Новейшая БМП Bradley, презентованная в США, вряд ли в обозримом (и в необозримом тоже) будущем окажется на украинском ТВД. Техника, модернизированная на основе последнего боевого опыта, полученного неважно в какой стране, еще долго будет использоваться только армией страны своего происхождения.