В 1950-е годы мексиканцы активно помогали мятежным деятелям.
В Мехико разгорелся громкий скандал в связи с решением убрать из одного из фешенебельных районов города статуи Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары. На такой шаг - якобы по просьбе местных жителей - пошла глава округа Куаутемок, политический противник действующего мэра столицы и президента Мексики Клаудии Шейнбаум. Последняя уже прокомментировала случившееся: предложила забрать статуи у местных властей и найти для них другое достойное место.
Фидель Кастро после неудачного штурма казарм Монкада 15 мая 1955 года был освобождён по всеобщей амнистии, отсидев за организацию вооружённого мятежа около 22 месяцев. В том же году Кастро эмигрировал в Мексику. где его дожидались Рауль и другие товарищи. Фидель Кастро прилетел из Гаваны в Мериду, столицу Юкатана, оттуда он на самолёте местной компании направился в портовый город Веракрус, а уже там сел на автобус и поехал в Мехико. Революционеры поселились в доме у женщины по имени Мария Антония Гонсалес Родригес, которая уже несколько лет жила в эмиграции. Мария Антония вспоминала: «Фидель приехал с одним чемоданом, набитом книгами, под мышкой он держал ещё один свёрток с книгами. Никакого другого багажа не было.»
Здесь они начали готовить восстание. Фидель основал «движение 26 июля» и стал готовиться к свержению Батисты. 26 августа 1956 года в самом популярном кубинском журнале «Богемия» было опубликовано его письмо, в котором он предупреждал диктатора:
"В 1956 году мы будем или свободными, или жертвами. Я торжественно подтверждаю это заявление, находясь в полном сознании и учитывая, что до 31 декабря осталось 4 месяца и 6 дней.
25 ноября 1956 года на моторной яхте «Гранма» кубинские революционеры во главе с Фиделем Кастро отправились на Кубу, среди них был аргентинский врач Эрнесто Гевара (Че Гевара), который так описал эту картину.
Всё судно являло собою живую трагедию: мужчины с тоской на лице держались за животы; некоторые просто погрузили лица в вёдра, другие сидели неподвижно в странных позах в одежде, покрытой рвотой".
21 сентября 1954 года Гевара приехал в Мехико и поселился на квартире пуэрто-риканского деятеля Националистической партии, которая выступала за независимость Пуэрто-Рико и была вне закона из-за учинённой её активистами стрельбы в конгрессе США. На этой же квартире проживал перуанец Лусио (Луис) де ла Пуэнте, который впоследствии, 23 октября 1965 года, был застрелен в бою с антипартизанскими «рейнджерами» в одном из горных районов Перу. Че и его приятель Патохо, не имея стабильных средств к существованию, промышляли снимками в парках. Че вспоминал это время так:
"Мы оба сидели на мели… У Патохо не было ни гроша, у меня же всего несколько песо. Я купил фотоаппарат, и мы контрабандой делали снимки в парках. Печатать карточки нам помогал один мексиканец, владелец маленькой фотолаборатории. Мы познакомились с Мехико, исходив его пешком вдоль и поперек, пытаясь всучить клиентам свои неважные фотографии. Сколько приходилось убеждать, уговаривать, что у сфотографированного нами ребенка очень симпатичный вид и что, право, за такую прелесть стоит заплатить песо. Этим ремеслом мы кормились несколько месяцев. Понемногу наши дела налаживались…"
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/nKJTH6tYfus?si=ffpOXcvTWofsejnF" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>