В 66 лет непросто быть полноценной лидеркой.
Последние события - от голосования по вотуму недоверия до однобокой торговой сделки с США - грозят "приземлить" траекторию второго срока правления Урсулы фон дер Ляйен. Глава Еврокомиссии, по всей вероятности, с нетерпением ждет летних каникул.
Летний период, обычно малоинтенсивный в брюссельской политике, стал для председателя Европейской комиссии не чем иным, как вихрем, с важными решениями и поворотными моментами, которые могут изменить траекторию ее пятилетнего мандата.
Никто не ожидал, что ее второй срок будет легким, особенно после победы на выборах президента США Дональда Трампа, человека, чьи убеждения прямо расходятся с привычными для ЕС предсказуемыми правилами, открытыми рынками и международным сотрудничеством.
Тем не менее, события последних пяти недель, представляющие собой мощную смесь внутренних препирательств, глобальных потрясений и личного контроля, взломали жестко контролируемый имидж председателя ЕК и сделали ее уязвимой для жгучей критики, которая раньше обходила ее стороной. У фон дер Ляйен никогда не было очень гармоничных отношений с Европейским парламентом. Депутаты постоянно жаловались на то, что президент предпочитает общаться с государствами-членами, реальными носителями политической власти, а также на то, что она относится к Европарламенту как к второсортному законодателю.
Напряженность и недовольство копились несколько месяцев, когда один из жестких правых законодателей, румын Георге Пипереа, подготовил предложение о вынесении порицания Европейской комиссии и сумел собрать необходимые 72 подписи, чтобы поставить на голосование вопрос о вотуме недоверия.
Предложение Пипереа, в котором скандал с "Пфайзергейтом" сочетался с заговорами о вмешательстве в выборы, не имело реальных шансов на успех. В итоге надуманное предложение было отклонено 360 голосами против и 175 - за.
Но арифметика здесь была не главным.
Предложение поставило фон дер Ляйен в редкую позицию оправдывающегося. Глава Еврокомиссии была вынуждена одно отвечать на обвинения, выдвинутые против нее Пиперой, отвергая их как "ложные утверждения" и "зловещие заговоры".
Социалисты, либералы и "зеленые", поддержавшие ее переизбрание в прошлом году, воспользовались моментом, чтобы выплеснуть свое сдерживаемое разочарование и перечислить список обвинений, поставив серьезные вопросы о жизнеспособности центристской коалиции.
"Я всегда буду готова обсуждать любой вопрос, который хочет обсудить эта палата, с фактами и аргументами", - сказала она.
Эта сага привела к поляризации парламента и ослабила фон дер Ляйен. Но самое главное - она показала, насколько легко евродепутаты могут в любой момент вынести вотум недоверия. Манон Обри, один из лидеров "Левых", начала сбор подписей за новую попытку. Ушибленная вотумом недоверия, фон дер Ляйен переключила внимание на то, что должно было стать ее главным заявлением года: долгожданное предложение Еврокомиссии по следующему семилетнему бюджету блока (2028-2034).
Это была прекрасная возможность для фон дер Ляйен продемонстрировать свой политический талант, перевести разговор в другое русло и перевернуть страницу, на которой было ожесточенное голосование. Как оказалось, предложение было омрачено внутренними спорами по поводу общего размера бюджета, реструктуризации программ и финансовых ассигнований на каждый приоритет.
Ее новаторская идея объединить сельскохозяйственные фонды и фонды сплочения в один конверт просочилась на публику заранее и вызвала немедленную критику со стороны влиятельного фермерского лобби. Склонность ее кабинета к секретности привела к тому, что другие члены комиссии в спешке пытались выяснить, сколько денег они получат в будущем на свои портфели.
К тому моменту, когда фон дер Ляйен представила бюджет в 2 триллиона евро, самый большой за все время существования блока, внимание было разделено между ее новаторским проектом и закулисной драмой, которая длилась всю ночь до финального заседания.
Во время пресс-конференции председателю задали неудобный вопрос о том, справедливо ли и уважительно она обращалась со своими 26 комиссарами.
"Не все были удовлетворены, - сказала она, объяснив, что консультации проводились одна за другой. - Есть сильная поддержка. Коллегиальное решение принято. И теперь мы должны бороться за то, чтобы в следующие два года этот бюджет стал еще больше".
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/fALmEGI_Xa0?si=kytmA4bO7J_eyL1z" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>