Среди успокоительных реляций, которые озвучил Минфин, затерялось несколько довольно тревожных цифр. По сообщению ведомства Арвилса Ашераденса для Сейма, внешнеторговый дефицит Латвии в прошлом году вырос на 1 миллиард евро по сравнению с предыдущим годом и стал на 2 миллиарда больше, чем в 2020 году.
Именно так, в покупательской оргии, экономика Латвии предпочла результировать сказанное уже дважды бывшим Кришьянисом Кариньшем — денег больше, чем когда–либо… А что же еще узнал Сейм о ситуации в народном хозяйстве?
Существенно уменьшилась импортированная инфляция
"Дефицит товарного счета в последние годы определяла высокая стоимость импорта, которую вызвал быстрый прыжок цен, особенно энергоресурсов, которые Латвия в основном импортировала", — постаралось Министерство финансов объяснить статус–кво.
Однако в регулярном сообщении о стабильности, которое направляется парламенту, было и еще интересное: оказывается, платежный баланс Латвии в этом веке дважды показывал серьезный плюс — и было это, на секундочку, на самом что ни на есть пике кризиса, в 2009 году.
Тогда наша экономика произвела товаров и услуг на 3,5 миллиарда евро больше, чем приобрела вовне. И в 2019 году, накануне коронакризиса, был очередной скачок, правда, поменьше, за 1,5 миллиарда. Значит, можем?
Как говорили классики, что нам мешает, то нам поможет. В прошлом году, указывает ведомство Арвилса Ашераденса ("Новое Единство"), наше народное хозяйство также получило положительный сигнал извне, касающийся тех же самых факторов: "Благодаря падению цен энергоресурсов во второй половине года в 2023 году существенно уменьшилась импортированная инфляция, что характеризуется влиянием перемен цен энергоресурсов и продовольствия. В свою очередь, основная инфляция, характеризующаяся влиянием местных факторов на динамику цен, в прошлом году была устойчивая".
По мнению экспертов министерства, на увеличение цен в стране влиял также "прирост затрат на рабочую силу".
Чего ждать в текущем году?
"Благодаря существенному снижению на мировых рынках цен на газ тарифы на тепло и газ в 2024 году будут ниже, чем в прошлом году, — гласит документ Минфина. — Оценивая то, одобренные и представленные самоуправлениями проекты тарифов на тепловую энергию, следует сделать вывод, что в целом тарифы на тепловую энергию в Латвии в этом году будут ниже, чем в прошлом году.
Тарифы на тепловую энергию децентрализованы, тем самым и ситуация в каждом муниципалитете может быть различной, что будет определяться как сырьем, используемым для производства тепловой энергии, так и моментом вступления в действие тарифа.
Согласно обновленным макроэкономическим прогнозам, средний уровень инфляции в 2024 году в Латвии составит 1,6%.
В этом году факторы, повышающие инфляцию, будут в основном связаны с внутренними экономическими процессами, на которые повлияет развитие рынка труда, особенно в сфере услуг. С другой стороны, внешние факторы окажут скорее понижающее влияние, которое будет определяться стабилизацией цен энергоносителей".
С 2019 года уровень безработицы быстро снижается
Такую тенденцию, по мнению Минфина, только на время сумел переломить ковид.
"Однако его воздействие на рынок труда выявилось очень ограниченно, в том числе благодаря государственным мероприятиям поддержки. Ситуацию с занятостью не изменила также начатая Россией в феврале 2022 года война в Украине, и уровень безработицы постоянно и весьма быстро продолжает уменьшаться".
Действительно, если в 2020 году работу искало 8,1% трудоспособного населения, то двумя годами позже этот показатель упал до 6,9%. И "несмотря на торможение экономического роста и переживаемое в отдельных кварталах падение, уровень безработицы продолжает уменьшаться".
Если же в начале 2024 года Государственное агентство занятости указало в своей статистике, что безработных вдруг стало на 5000 больше, то "этот прирост в зимние месяцы, однако, соответствует регулярным сезонным колебаниям".
"Прирост безработицы не прогнозируется", — обещает Минфин. Хотя, если уж на то пошло, прекращение транзита с РФ и РБ и связанные с ним пертурбации в сфере транспорта и логистики никак не отнесешь к сезонным…
Впрочем, Минфин тоже не готов принимать всю ответственность в сфере занятости на макроэкономическую политику, ведь есть и объективные тенденции, скажем, то же старение: "В 2024 и 2025 годах в связи с более быстрым восстановлением экономического роста занятость может не уменьшаться, оставаясь на прошлогоднем уровне, но в следующие годы ожидается небольшое снижение численности занятых, которое в основе будет определяться преимущественно снижением числа жителей трудоспособного возраста в результате демографических тенденций".
Фестиваль зарплат
Тем же, кто обрел искомую работу, в Латвии, по мнению Минфина, грех жаловаться: в прошлом году и минимальная зарплата выросла сразу с 500 до 620 евро; и средняя по стране (брутто) увеличилась сразу на 11,9%, дойдя до 1537 евро. В общественном секторе было еще чуточку больше — 1553 евро до выплаты налогов.
Если же рассматривать фестиваль зарплат в секторальном разрезе, то чемпионами у нас тут стали сельское хозяйство и лесопереработка (+18,2%), энергетика (+17,5%), транспортная и складская отрасли (+15,6%). А вот отмена доплат за Covid–19 в здравоохранении объясняет то, что данная категория бюджетников стала получать только на 3,9% больше.
В абсолютных же значениях лидерами по зарплатам остаются служащие сферы финансовых услуг (2678 евро средняя зарплата брутто) и информационно–коммуникационной отрасли (2549 евро). Тогда как на другом краю пищевой цепочки расположился персонал системы образования (1247 евро) и общепита с гостиницами (993 евро).
В текущем году, прогнозирует Минфин, заработная плата до вычета налогов составит 1650 евро. Однако все эти изменения не сильно влияют на реальные доходы населения. Ведь с учетом повышения цен в последние годы даже существенный рост заработка позволит при сохранении данных трендов вернуться к докризисному уровню только к 2025 году.
И тогда после окончательной стабилизации народного хозяйства прирост доходов наконец уравновесится с увеличением производительности труда, не превышая 5% в год.
Не думайте про циклы свысока
Базовый сценарий развития экономики на 2024 год предусматривает рост ВВП на 1,4%, а в 2025 году — на 2,9%.
"Европейская экономика начинает расти быстрей", — оптимистично рассчитывает разработавший в феврале сего года прогноз Совет по фискальной дисциплине, рабочий орган Минфина, возглавляемый многоопытной Иной Штейнбук. Вообще, как следует из аналитического материала, кризис 2020–2022 гг. и так все равно произошел бы — ибо имеет место "цикличное развитие экономики", и уже накануне пришествия коронавируса все в мире начали притормаживать. С другой стороны, ковидобесие, конечно же, ухудшило все показатели — особенно специфично для отрасли туризма.
Если же посмотреть на таблицу ожидаемого роста производительности труда в Латвии, то здесь абсолютно ничего интересного — от слова "совсем". Начиная с 2011 года этот компонент остается фактически неизменным. Ни вклад рабочей силы, ни капитала не обеспечивают рывков - все ровно.
Поэтому самым главным для экономики является выполнение выданных Советом Евросоюза рекомендаций, "в которые интегрирована фискальная компонента". "Латвии в 2024 году нужно обеспечить осторожную финансовую политику, ограничивая прирост финансируемых государством первичных нетто–расходов в таком объеме, чтобы он соответствовал ежегодному улучшению структурного баланса бюджета по меньшей мере в 0,5% от ВВП в 2024 году".
На рост самого ВВП Латвии при этом смотреть приятно: если в 2020 году он достиг 30,109 миллиарда евро, то в 2024 году ожидается 42,008 миллиарда. Рост более чем на четверть в течение четырех лет — такое и в инфляционной парадигме редкое явление.
Единовременное — это святое
Впрочем, есть такие статьи расходов, которые никакая экономия не затронет. Их еще именуют "единовременными мероприятиями", или, на сленге Евровоюза, one–off.
Максимальным размером ознаменовались в этом плане 2021 и 2022 годы, соответственно 2,054 миллиарда и 1,878 миллиарда евро. Эти деньги ушли на противодействие Covid–19 и поддержку малообеспеченным, а также на компенсацию энергозатрат.
Что же касается 2024 года, то экстраординарные расходы предстоят на:
* инвестиции в государственное телевидение (SIA Latvijas Televīzija) "для обеспечения непрерывности деятельности в случае внешней угрозы государству";
* создание и укрепление инфраструктуры внешней госграницы и укрепление учреждений государственной безопасности;
* усиление способности обороны государства;
* закупка специальных пожарно–спасательных транспортных средств;
* постройка депо — центров управления катастроф Государственной пожарно–спасательной службы;
* обеспечение населения промышленными товарами первой необходимости в случае угрозы государства;
* укрепление кибербезопасности;
* обеспечение структурных подразделений Рижского регионального управления Государственной полиции соответственными помещениями.
Кроме того, в повестке дня обязательная программа: единовременная поддержка гражданских жителей Украины в Латвии; поддержка собственно Украины; прирост базовых оборонных расходов. 145,3 миллиона евро — это на приобретение военной техники для нужд армии.
Помимо данных мер — никаких социально–экономических приоритетов. Таким образом Латвия намерена вписаться, как выражается документ Минфина, в "специфическую фискальную траекторию государства", определяемую регулой Европейского парламента и Совета ЕС. "Это условие рассчитывалось в соответствии с объединенной методологией ЕС и используемыми допусками ЕС", — подчеркивает Министерство финансов.
Следовательно, никакие особые потребности Латвии, как то, например, самая низкая рождаемость в течение последнего столетия, наблюдаемая с начала 2020–х годов, не были приняты во внимание.
Мы и так, вон, посмотрите, сколько тратим: с 2023 по 2024 год расходы госбюджета увеличились на 2,017 миллиарда евро, или на 14,4% за год. И это при том, что на социалку денег уходит существенно меньше, чем во времена ковида — то же число больничных за год сократилось на четверть.
Где бы еще взять денег?
Налоговые доходы тем временем растут не столь высокими темпами — в 2023 году, к примеру, они увеличились всего на 1,6% по сравнению с предыдущим годом. Свою лепту также внесло государственное акционерное общество Latvenergo, уплатившее в прошлом году 134 миллиона евро дивидендов. Latvijas Valsts meZi также оказались на высоте, пополнив казну на 162,5 миллиона. Впрочем, так будет не всегда — цены на лес упали.
И вот Министерство финансов планирует приток средств загодя. Так, принятый Сеймом Закон о государственном бюджете на 2024 год и бюджетных рамках на 2024, 2025 и 2026 годы, были поддержаны предложения:
* увеличить дивидендные платежи государственных AО;
* "уточнить доходные прогнозы" от штрафов, которые накладывают Государственная полиция и Государственная пожарно–спасательная служба;
* повысить ставки акцизного налога "на многие товарные позиции".
В 2024 году будет применена 12–процентная ставка НДС для овощей и фруктов, а с 2027 года вступит в силу новая пошлина на лицензию по организации азартных игр. Будут также пересмотрены возврат налогов в связи с сельскохозяйственным производством и развитием села. Все это так называемые дискреционные доходы государства.
"Прогнозируется, что объем доходов в связи с более высокими налоговыми доходами ежегодно будет возрастать", — утверждает Министерство финансов.
На странице 43 читаем конкретно: "В целом среднесрочно прогнозируется ежегодный прирост всех крупнейших налогов, чему будет способствовать растущий фонд заработной платы и также рост потребления".
Прямее и не скажешь — государство берет на себя единственную обязанность: повышать налоги.
В этом дискурсе даже силовые структуры Латвии — полиция и пожарные — выглядят лишь как вспомогательные подразделения для всесильного Минфина.