Германия в зоне турбулентности: цены на энергетику отскочили на доковидный уровень

Бизнес
BB.LV
Дата публикации: 06.08.2024 14:12
BASF.

Как себя чувствует немецкий бизнес?

Портал bb.lv побеседовал о ситуации в экономике ФРГ с экспертом берлинского Центра Восточной Европы, доктором политологии Дмитрием Стратиевским.

11 тысяч банкротств за I квартал

— Дмитрий, очень противоречива информация о ситуации в крупнейшей экономике еврозоны — германской. Что бы вы могли сказать, как эксперт и как берлинец, об ожиданиях отраслей народного хозяйства Федеративной Республики в этом году? Рост, стагнация, кризис?

— Было бы наивно назвать ситуацию позитивной, но она действительно противоречива и амбивалентна. Как ни парадоксально это звучит, германская экономика находится где–то посередине между стагнацией и некоторым оздоровлением. В конце прошлого — начале текущего года был отмечен рост конъюнктуры, сейчас она снова ослабла.

Данные Министерства экономики ФРГ напоминают лоскутное одеяло: здесь некоторое оживление, там заметный плюс, а тут стагнация или даже минус.

Скажем, инфляция в июне понизилась более чем на 2%, рост производства микроскопический, а объем внутренней торговли немного снизился. С одной стороны, за первый квартал 2024 года о своем банкротстве заявили 11 000 предприятий, включая такие известные, как один из крупнейших туроператоров Европы FTI и сеть магазинов Esprit. Да, это на 30% больше, чем за тот же период прошлого года, но не слишком опасно, как заверяют нас экономисты.

Важно, что стабильно растут реальные доходы населения. Различные категории работающих по найму получают инфляционные доплаты к текущей зарплате. Нередко этого добиваются профсоюзы путем жестких переговоров с работодателями, а то и при помощи забастовок. Серьезные независимые исследовательские институты, такие как IFO, прогнозируют рост ВВП на 0,4 и 1,5% соответственно в 2024 и 2025 гг.

Если же абстрагироваться от таблиц и графиков, а посмотреть на ситуацию с точки зрения берлинца, то после сложного периода 2022–2023 гг., с заметным, а иногда и резким ростом цен, в особенности на продукты питания, в текущем году ситуация стабилизировалась. Очень важно, что нет роста цен на электроэнергию, а новый контракт можно заключить фактически на условиях 2018–2019 гг. Одной из основных проблем в Берлине остается доступное съемное жилье, но это уже несколько иной вопрос.

Русский газ — наотрез

— Восточную Европу, в частности Латвию, очень болезненно поразила инфляция 2022–2023 гг., вызванная энергетическим фактором. Оглядываясь назад — смогла ли Германия эффективно преодолеть шок, связанный с отказом от ресурсов РФ?

— Думаю, да. Для Германии проблема состояла не сколько в ценах на газ для частных домохозяйств, сколько для промышленности. Завод BASF в Людвигсхафене, крупнейший химический концерн в мире, по площади фактически целый город, полностью зависел от поставок российского газа. Теперь эта зависимость преодолена.

Государство утвердило в 2022 г. гигантскую "подушку безопасности" для смягчения кризиса, за что Берлин даже ругали в Брюсселе, мол, другие страны ЕС такого позволить себе не могут. Также были снижены налоги на электроэнергию и газ для населения, введен максимальный порог тарифа за кв/ч и предусмотрены бонусы. Так был максимально смягчен негативный эффект для конечных потребителей. Сейчас, как я уже сказал, стоимость электроэнергии частично опустилась "даже" до "допандемийного" уровня.

Немалую роль сыграл и сжиженный газ. К этому типу энергоносителей до 2022 г. в Германии традиционно относились отрицательно, особенно экологические активисты. А сейчас у ФРГ пять терминалов, будет запущен и шестой. С учетом работы всех шести терминалов только объем сжиженного газа достигнет половины поставок из России по состоянию на 2021 г. Неуместно было бы скрывать, что это дороже. Но экономика ФРГ может себе это позволить, конечно, с учетом поддержки населения и промышленности.

— В этой связи такой подвопрос: является ли тема "Северных потоков", их взрыва и перспектив дальнейшего использования газопроводов, сколь–либо существенной в публичном поле?

— Сама тема периодически фигурирует в СМИ, причем самых разных, от серьезных до бульварных, в дебатах или запросах депутатов. Но в целом большинству немцев, интересующихся политикой, понятно: "Потоки" — реликт из прошлого, и даже находясь сейчас в рабочем состоянии, они более не были бы использованы. Это уже "отрезанный ломоть".

Декарбонизация уперлась в политику

— Глядя из Германии, можем ли мы сейчас говорить о деятельном продолжении "зеленого перехода" энергетики, декарбонизации и тому подобных планах, появившихся еще до ковида?

— Есть несколько моментов, которые остаются неизменными. Например, завершен процесс отказа от ядерной энергетики. В целом "зеленый переход" будет продолжен, это курс уже не одного, а ряда правительств ФРГ, который пользуется значительной поддержкой населения.

Да, немцы спорят насчет необходимости инсталляции во всех новых зданиях солнечных батарей, необходимости и конкретной даты отказа от двигателей внутреннего сгорания или экологических налогов. Одни за, другие категорически против, третьи предпочли бы иные модели или сроки.

Но в целом экологическая проблематика фигурирует в ТОП–3 или в крайнем случае ТОП–5 наиболее важных тем во всех социологических исследованиях последних 10–15 лет. Я не думаю, что все амбициозные планы будут осуществлены. Причины понятны.

Многое будет зависеть от: а) курса ЕС в целом (фон дер Ляйен ясно заявила, что не намерена отказываться от Green Deal, хотя некоторые корректировки неизбежны); б) результата выборов 2025 года.

Давайте попробуем заглянуть в будущее, хотя пример прошлых выборов показывает, что делать это нужно осторожно, сюрпризы возможны. Но будем исходить из нынешней ситуации. Уже длительное время в опросах лидируют ХДС/ХСС. В июле у этого блока рейтинг находился в районе 30–32%. Да, консерваторы в нынешнем их формате во главе с Фридрихом Мерцем скептически относятся к декарбонизации, хотя и не отрицают "зеленый переход" как таковой. Но в случае победы им будет необходим коалиционный партнер. Такими могут стать либералы, традиционно отдающие приоритет форсированному экономическому развитию. Но их рейтинг низкий и явно не достигнет двузначных величин.

С занимающей второе место в опросах "Альтернативой для Германии" ХДС сотрудничать не будет, есть решения правления и федерального съезда. Значит, в том или ином формате в коалиции могут появиться социал–демократы и/или "зеленые", а обе этих партии никогда не подпишут коалиционный договор, который похоронил бы такие проекты. "Зеленый" курс будет продолжен и после 2025 г., хотя, скорее всего, в более осторожном виде и с более длинными сроками трансформаций.

— Спасибо за ваши ответы!

Ник Кабанов
Все статьи

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ