Операция «Регенерация»: Латвия отказываться закапывать в своей земле чужой мусор 0

Бизнес
BB.LV
Всё смешалось в мусорных баках.

Всё смешалось в мусорных баках.

Накануне общенациональной уборочной толоки (субботника) в Сейме решили поговорить о мусоре.

В стране меняются потребительские привычки, вводятся новые стандарты производителей, утверждает государственный секретарь Министерства экономики Лига Куревска. На подкомиссии по среде, климату и энергетике она прославила повторное использование — "и одежда, и электроника, и мебель достаточно широко применяются на вторичном рынке". Задачей 2025 года является радикальное сокращение выбрасываемых отходов на 50%!

Три пути из контейнера

Тем не менее огромный объем мусора все же попадает в баки. Его дальнейший путь:

  • Переработка в сырье для повторного производства. Здесь лидируют стекло, пластмасса и металлы; "технически возможным, хотя и не столь выгодным" является процесс переработки аккумуляторов. В настоящее время данные группы перерабатываются на 50%, цель в течение ближайшего десятилетия — 65%.

  • Захоронение. Этот путь ранее был практически единственным, теперь составляет 44%, а в будущем предназначается не более чем для 10% отходов. "Это плохое решение, неизбежно засоряющее среду и занимающее место", — констатировала Л. Куревска. "Мы захораниваем очень большое количество отходов" по сравнению с уровнем ЕС.

  • Регенерация, то есть "конвертация в мегаватт–часы". Такой путь предусмотрен примерно для четверти отходов. Впрочем, не только сжигание является по нормативам регенерацией, но и превращение мусора в стройматериалы или даже заполнение пустот на полигонах.

Документы планирования рассчитаны до 2035 года, "работать будем вместе с отраслями", обещает государственный секретарь. Финансовые стимулы для каждой категории различны. Так, сдача вторсырья населением происходит не просто бесплатно, но за счет депозитных денег, которые закладывают производители и торговцы. "Это не какие–то магические цифры, переработка включена в цену", — говорит Л. Куревска.

Что касается прочих отходов, то здесь действует налог на регенерируемые ресурсы в 15 евро за тонну и за захораниваемые — 110 евро.

— Чтобы дать финансовый сигнал: захоронение очень нежелательно, — подчеркивает чиновник Минэкомики.

Переработка мусора, впрочем, сама по себе является весьма энергоемким процессом, для которого порой используется электричество, произведенное не лучшим для среды способом. Предприятия подобного рода числятся в регистре опасных для экологии, за ними надзирает Государственная служба среды.

Подружиться с биомассой

По мнению Министерства экономики, хозяйственную значимость мусорного дела в Латвии можно было бы поднять, если бы на предприятиях по сжиганию отходов использовались в виде топлива и биоресурсы (сами по себе не относящиеся к категории мусора).

Высокотемпературные печи, оснащенные крутыми фильтрами, могли бы запросто работать и на сырье с ферм и лесопилок. Это снизило бы расходы как для сельского и лесного хозяйства, так и увеличило бы выход энергии. В настоящее время, между прочим, возобновляемые энергоресурсы составляют в Латвии 35–40% от общего объема.

Вместе с тем уровень регенерации в стране один из самых низких в ЕС — 3% (средний уровень в Союзе — 26%). В частности, в районе Елгавы когенерация будет осуществляться как для щепы, так и для отходов. Хотя, как подчеркнул представитель компании, "ни одной тонны еще не сожгли".

Относительно полигонов для отходов, или, по–простому говоря, свалок, в Минэкономики замечают: продолжается инфильтрация токсичных веществ в грунтовые воды; самые большие вызовы сейчас представляет "историческая" свалка опасных отходов в Елгавском крае, из–за чего местные жители даже не могут пить воду.

Разумеется, из неперерабатываемых отходов полезней для среды изготавливать компост; однако Л. Куревска считает вполне нормальным сжигание — ведь подобные станции по–прежнему вступают в действие по всему ЕС (всего около 500). Конечно, как и любой процесс, сопровождаемый выделением химических веществ, сжигание является потенциально опасным и требует повышенного контроля…

Так или иначе, на регенерацию планируется в перспективе направлять около 220 000 т отходов. При этом Латвия не намерена импортировать иностранный мусор для своих полигонов.

Шведский стол переработки

Эвита Гоша является одним из руководителей предприятия, занятого в нашей стране производством стройматериалов, и одновременно несет всякие общественные нагрузки в обществе по открытости Delna и Шведской торговой палате в Латвии. Вот для нее мусор имеет положительную коннотацию:

— На протяжении ряда лет наблюдается восходящая тенденция получаемого сырья, это нас радует.

По словам госпожи Гоши, именно мусор позволяет обеспечить половину необходимого объема ресурсов. Производство идет в режиме 24/7, в год в дело идет около 100 тысяч тонн, и потому требуется даже небольшой импорт вторсырья.

Предпринимательница–общественница выразила сомнение, что "мокрые" отходы можно будет сжигать в печах при температуре 800 градусов, ведь даже мусор должен быть качественным.

Между тем получивший скандальную известность проект мусороперерабатывающего предприятия в Ропажском крае — находится прямо на границе Плявниеков, одного из самых населенных жилмассивов Риги. И его проектом занималась инженерно–техническая компания из Финляндии AFRY, выстроившая уже десятки таких заводов по всей Европе.

Сегодня бизнесмены, намеревающиеся выстроить подобные заводы в ЛР (еще одним местом является Вентспилс), рассчитывают на прибыли от продажи электроэнергии, тепла и плюс еще за счет получаемых от население платежей на утилизацию отходов.

Между тем, как заявил депутат Андрис Кулбергс ("Объединенный список"), в Риге сейчас нет проблем с теплом и энергией. Если же в общую сеть будут подключены еще и мусоросжигательные мощности, то тогда имеющиеся ТЭЦ будут крутиться вхолостую, что вызовет подорожание энергии на 33%: "Мы не сможем отдать ее на NordPool".

А вот представители Министерства климата и энергетики на заседании в парламенте указали, что сфера отходов, как и теплоснабжение, по–прежнему являются автономными функциями самоуправлений. Так что вопрос конкретного завода должны решать думы Риги и Ропажского края. Чтобы не вышло, как пару лет назад в поселке Озолниеки, когда мегаватт–час энергии стоил 300 евро.

Ник Кабанов
Все статьи
2
15

Комментарии (0)

Оставить комментарий

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ