Искусство можно пощупать: в Ригу прибыл художник, смеющийся над культурой — потребления

Lifenews
BB.LV
Дата публикации: 02.07.2025 06:35
Огурцы: мы уже идем к вам. Фото автора.

Уже пять лет на улице Лачплеша находится арт–центр искусств Zuzeum. Огромное количество людей посетило открывшуюся здесь на днях персональную выставку весьма именитого австрийского скульптора Эрвин Вурма. И были поражены — искусство можно не только посмотреть, его можно пощупать, на него можно даже присесть и прилечь!

Музыканты подсидели рабочих

Интересно само место, где расположился арт–центр. Трудно поверить, но сто лет назад это была окраина города (сейчас всего–то десять минут пешком до железнодорожного вокзала). Настоящая рабочая окраина.

Кстати, неподалеку (две минуты ходьбы) находилась мастерская выдающегося скульптора Карлиса Зале, который построил нам памятник Свободы и монументальное Братское кладбище. Именно оттуда привозили фрагменты будущих шедевров, которые везли по нынешней улице Сатеклес как раз мимо завода, в котором теперь арт–центр.

Так вот, в этом здании более ста лет назад был пробковый завод, который спроектировал и построил в 1910 году архитектор и инженер Эдмунд фон Тромповски. Большое пространство площадью более 1100 квадратных метров работало десятилетия, а в новые времена, как и положено, завод закрылся. Какое–то время объект стоял в запустении, а затем здесь устроили клуб и концертный зал, в котором выступали, как правило, звезды андеграунда и рок–музыки (например, знаменитая группа "Вопли Видоплясова").

А еще здесь проходили корпоративы и важные мероприятия — например, вручали однажды национальные кинопризы "Большой Кристап". И именно здесь за год до своей смерти впервые на публике появилась великая актриса Вия Артмане, прибывшая, чтобы получить латвийский "Оскар" за жизненный вклад.

Деньги кончились?

Прошли годы, и пять лет назад коллекционер искусства Янис Зузанс открыл здесь арт–центр. Его главная ценность в том, что это единственное место, где зрители могут увидеть крупнейшую в мире частную коллекцию латышского искусства, включающую более 30 тысяч предметов.

Майя Табака, Джемма Скулме, Карлис Падегс и Лудолф Либертс — все тут есть. В очередной раз доказано, что искусство — отличный способ вложения денег. Это к тому, что Зузанс был владельцем большого игорного бизнеса, который пришел в упадок. Долгое время спонсировал вручение самой весомой в финансовом смысле культурной премии Латвии (между прочим, 28,5 тысячи евро) — Приза Пурвитиса, который в этом году был вручен в последний раз. А вот шедевры остались.

И теперь арт–центр вдруг отступил от латышской концепции и решил выходить на международный уровень, привлекая именитых зарубежных авторов. Кстати, не случайно на входе вас приветствует бегущая электронная надпись на десятках языков мира. И в том числе на русском.

И страница арт–центра не отказалась от русской версии — редкий случай во времена, когда "великий и могучий" в Латвии не приветствуется и многие музеи и галереи от него ушли. Так что смело заходите, говорите на русском, посещайте кафе и магазин книг по искусству. А еще здесь есть просторная терраса на крыше, которая открыта для посетителей летом, и здесь часто выступают т. н. "русскоязычные" участники литературно–музыкального объединения "Орбита".

"Все на продажу!"

Впрочем, вернемся к гастролирующему Эрвину Вурму. Он считается одним из самых влиятельных европейских скульпторов последних десятилетий. Вурм — дважды участник Венецианской биеннале (для художника участие в ней все равно что для именитого кинорежиссера — в кинофестивале в Каннах).

Его персональные выставки проходили по всему миру, в том числе в Художественной галерее Ванкувера (2019), Музее изящных искусств Тайбэя (2020), Музее искусства Сувона (Республика Корея, 2022), Тель–Авивском музее изобразительных искусств (2023), Музее искусств SCAD (Саванна, США, 2024), скульптурном парке Йоркшира (Уэйкфилд, Великобритания, 2023) и музее Альбертина Модерн (Вена, 2024–2025), центре искусств Товада в Японии (2025), а также в мраморном дворце австрийского курорта в Бад–Ишле (2025). Живет и работает в Вене и Лимберге (Австрия).

Выставка "Как оно есть" объединяет произведения разных периодов, давая возможность познакомиться с характерным для творчества художника сочетанием фигуративности, философии и абсурда. И главное — иронии. Мы живем в то время, когда мы не мыслим себя без шопинга, бесконечных (и зачастую бесполезных) закупок в интернет–магазинах. Вурм тоже решил свое искусство выставить под незримым лозунгом "все на продажу!".

dsc08527.jpg

Эрвин Вурм в Риге. Фото автора.

А я сяду в кабриолет

Само название выставки заимствовано из одноименного романа ирландского драматурга и нобелевского лауреата Сэмюэла Беккета, написанного в 1961 году. Скульптура "Как оно есть" (2024), одна из самых сложных работ художника, принадлежит к серии "Одноминутные скульптуры", начатой Вурмом в конце 1990–х. По задумке художника зрителям предлагается стать участниками собственного "театра абсурда", выполняя простые, бесполезные или комичные действия с тщательно подобранными объектами.

kabri_n.jpg

Жирный кабриолет. Фото автора.

В центре выставки несколько знаковых произведений Эрвина Вурма, в том числе "Жирный кабриолет" (2005) — знаменитый комментарий к автомобильной культуре, в котором идея автомобиля как продолжения тела доводится до абсурда.

В свою очередь, отражающая поверхность скульптура делает ее жутковатым кривым зеркалом. На этот "автомобиль" можно запросто прилечь, как Дима Семицветов в исполнении Андрея Миронова в бессмертном фильме "Берегись автомобиля". Кстати, на открытии был сам мэтр и активно помогал посетителям тактильно изучать его искусство.

Люди и огурцы

В экспозиции также представлены "Плоские скульптуры" — акриловые картины, исследующие типографику граффити и объем написанного. В серии "Атаки" (2021–2022) текст, интерьер и действие соединяются в ироничных сценах, где жилища ключевых немецких философов (Мартина Хайдеггера, Карла Маркса) разрушаются банальными продуктами.

Эрвин в последние годы увлечен изображением распухших, расплющенных и растекшихся зданий, и среди них есть хижина философа Хайдеггера, раздавленная… бананом, и домик американского философа Генри Торо, на который вдруг обрушился… кусок колбасы. Хит — знаменитые маринованные огурцы, которыми Вурм, говорят, заполонил всю Австрию, люди–подушки, люди–кожура, гигантская статуя Бальзака, состоящая из нескольких слоев одежды…

Самая новая серия работ, "Суррогаты" (2024), продолжает давний интерес Вурма к одежде как к объему. Монументальные "Суррогаты", выполненные из тонких окрашенных алюминиевых листов, наделяют одежду собственным характером, отделенным от личности ее владельца.

Самое любопытное, что эту выставку (она продлится до 14 сентября) многочисленная публика воспринимает как феноменальный аттракцион. В общем–то это и хорошо — как раз тот случай, когда искусство, даже доведенное до крайней степени стеба и абсурда, все–таки дарит публике прежде всего позитивные эмоции.

Андрей Шаврей
Все статьи

ТАКЖЕ В КАТЕГОРИИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ