В нынешнюю субботу, 2 ноября, — день всеобщего поминовения усопших, Вселенская Димитриевская родительская суббота.
Составляющая традицию Русской, Сербской и Болгарской Православных церквей, совершается ежегодно в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 8 ноября.
Димитриевская родительская суббота изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Поминовение установил в честь своего небесного покровителя, великомученика Димитрия Солунского, князь Димитрий Донской, после тяжелой и кровопролитной битвы на Куликовом поле.
Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1380 года. Князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице–Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
Основной смысл этих "вселенских", общих для всей Православной церкви заупокойных богослужений — в молитве за всех прежде почивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни — всем тем, кто соединен с нами высшим родством — родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Почему "родительские"? В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир, а потому, что вообще первоочередной наш молитвенный долг — за наших родителей. Из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили — родителям и прародителям нашим.
Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот "родительскими" — родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами.
Люди осознают, "чьих они будут", в ограниченном круге близких и дальних родственников, о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.
Однако это — лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Отечество наше — на небесах, а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего.