У концертного зала Ave Sol, он же в прошлом кафедральный собор Святых первоверховных Петра и Павла, исчезл небольшой бюстик Анны Керн, установленный на скромной колонне.
Также пропала гранитная памятная плита Александра Сергеевича Пушкина с выбитой поэтической строкой "Я помню чудное мгновенье…".
…Обстучав и вырыв из земли колонну и обвязав ее веревками вместе с бюстом, рабочие равнодушно погрузили памятное изваяние в грузовик и увезли. Принялись за памятную плиту, которую тоже грубо извлекли из земли. Памятное прежде место исчезло с карты Риги.
(Фото С.Зубовой)
А между тем бюст Анны Керн установлен в 1990–м у бывшего храма не случайно, задолго до того, как в Риге установили блистательный памятник Пушкину известного скульптора Александра Таратынова. Тогда еще в пушкинских музеях мира говорили, что это первый памятник музе Пушкина, не считая изваяний няни Арины Родионовны. Все пушкинисты тогда завидовали Пушкинскому обществу Латвии!
У него сфотографировался последний потомок Пушкина по мужской линии, живущий в Брюсселе, Александр Пушкин. Экс–президент Латвии Вайра Вике–Фрейберга обещала лично ему, что памятник поэту не тронут.
А к 200–летию Пушкина, в 1999–м, установили гранитную памятную плиту со словами знаменитого стихотворения "Я помню чудное мгновенье…".
Анна Керн, супруга командира Рижского гарнизона, генерала Ермолая Керна, жила в Цитадели и ходила молиться именно в этот Петро–Павловский храм. Она и привезла в Ригу пушкинский автограф стихотворения "Я помню чудное мгновенье…", который был опубликован в местной газете "Рижский вестник":
Бюст Анны Керн и колонну для него создала скульптор Лигита Улмане, а гранитную плиту — Мара Калныня, уже почившая.
— Согласно документам, оба памятных изваяния принадлежат Пушкинскому обществу, — говорит его сопредседатель Светлана Видякина. — Но мы созвонились с Лигитой, и она забрала обе скульптуры в свою мастерскую. Что будет с ними дальше, один Господь ведает…
Керн у церкви Петра и Павла. Рига. Худ. Е. Синилов