С великим чувством красоты: памяти Эдите Паулс-Вигнере 0

Наша Латвия
BB.LV
С великим чувством красоты: памяти Эдите Паулс-Вигнере
ФОТО: LETA

Печальная новость: в минувшее воскресенье на 86-м году жизни скончалась одна из ведущих гобеленисток Латвии Эдите Паулс-Вигнере. Родная сестра Маэстро, которая всего на три года моложе брата.

Выражаем Раймонду Волдемаровичу и членам семьи, дочери и внучкам, глубочайшие соболезнования. И единственное, что может утешить в этот момент – память о замечательном человеке, который оставил после себя большое творческое наследие и уникальную судьбу.

Признание

В сентябре минувшего года в день 85-летия Эдите художницу поздравил господин президент ЛР Эдгарс Ринкевичс – был у нее в гостях в квартире на улице Пернавас (сама художница уже с трудом передвигалась). Некогда здесь, в 60–70-х, жил и сам Маэстро, который после переезда оставил квартиру своей сестре и её сыну Паулсу Вигнерсу, племяннику классика. Увы, Паулс Вигнерс, названный в честь великого дяди, скончался несколько лет назад (в ранние годы получил тяжелую травму).

Тогда глава государства вручил юбилярше памятную президентскую медаль, выполненную в форме своеобразной шкатулки. Там же господин Ринкевич изучил творчество художницы: на стенах висят гобелены, но кроме того, прямо на дому в отдельной комнате находится и мастерская Эдиты, в которой стоят и ткацкий станок, находится стол с украшениями для гобеленов.

1-Vignere.jpg

В последний раз на широкой публике Эдите Паулс-Вигнере появлялась в Музее дизайна и декоративного искусства, где пять лет назад открыла мощную выставку своих гобеленов – «Кофейная кантата», как раз к 80-летию. Незадолго до ухода получила самую престижную награду в мире изобразительного искусства Латвии – приз Пурвитиса, в номинации «за жизненный вклад».

Брат и сестра

Эдите окончила Рижскую среднюю школу прикладного искусства (1962) и отделение текстильного искусства Латвийской академии художеств (1968), она ученица легенды – Рудольфа Хеймратса. Участвовала в выставках с 1967 года. Ее произведения – монументальный крупномасштабный текстиль, в том числе трехмерные объекты, шпалеры с включением металла, дерева, стекла и коллажей (аппликации).

Эдите была членом Союза художников Латвии с 1971 года, получила звание народного художника Латвии. Раймонд Волдемарович всегда поддерживал сестру – и морально, и финансово. С ней он был с самого раннего детства, от которого остались разные воспоминания, и драматические в том числе. Маэстро с маленькой сестренкой и с родителями (отец – стеклодув на стекольной фабрике. мама – домохозяйка) прятался от бомбежек в землянке, вырытой во дворе дома в рижском Ильгюциемсе. Все из-за того, что по соседству был аэропорт Spilve). В 1941-м его бомбили немецкие войска, в 1944-м – советские.

«Раймонд – мой любимец. И небольшой спонсор...» – так говорила Эдите, глядя на любимого брата во время открытия очередной юбилейной выставки. «Ну почему же сразу небольшой?» – с привычным юмором тут же реагировал Паулс. Который действительно поддерживал проведения выставок сестры, а также персональные выставки племянника, который тоже стал художником.

Vignere-2.jpg

Мастерская Эдиты у неё дома. Фото Канцелярии президента.

«Мне ничего не надо»

В 1962-м Эдите трудилась в рижском Доме моделей. И мечтала работать в одиночестве, по ночам, никому специально не отчитываясь и просыпаясь лишь около полудня. Мечта сбылась: в Дом моделей случайно зашел гобеленщик Рудолф Хеймратс. «Благодаря ему, – вспоминала Эдите, – я теперь по ночам ворочаю огромные неудобные полотна, а просыпаюсь чуть ли не днем. И больше ничего не надо – даже загородной дачи, на которую у меня никогда не было денег».

4-vignere.jpg

Одна из многочисленных работ Эдиты. Роскошно! Фото: Андрей Шаврей.

У гобеленистки была посвященная ему работа «Железный человек». Волдемар действительно был «железным»: под диваном хранил целый склад инструментов и до последнего дня жизни мечтал построить вечный двигатель. А еще ловил форель – исходил половину Латвии с удочкой.

«И наша мама иногда ругалась: «Опять чистить надо!», говорила Эдите. - В ответ Волдемар уходил в другую комнату, где без лишних слов спокойно чистил форель сам. Отсюда увлечение Раймонда рыбалкой и – независимый характер у нас обоих. Папа обожал Джека Лондона и считал, что только сильные могут преодолеть несчастья. Мой сын Паулс, как и его дядя, учился игре на фортепиано. Когда ему было 16, произошло сразу несколько несчастий, одно из них – умер его учитель Герман Браун. Кстати, этот легендарный профессор учил и самого Маэстро. Он умер после концерта, на плече певца Эдгара Звеи. И потом сын перестал играть. Но мы мечтаем, как и отец, построить вечный двигатель. Я думаю, это возможно, хотя двигатель тот – большая космическая загадка...»

LET_24559576.jpg

LETA.

Гагарин, Шопен и другие

Эдите думала и о космосе. У нее был знаменитый портрет-гобелен с изображением первого космонавта земли Юрия Гагарина – он на фоне кометы. Однажды Эдите эту работу выставила в Москве. Там были все в восторге, кроме одного человека: «У Гагарина невероятно грустные глаза», – сказал он. «Действительно – грустные. А почему так, сама не знаю...» – пожала плечами Эдите.

А ещё у нее были портреты любимых композиторов: Сергея Рахманинова, Фридерика Шопена и Ференца Лист. Кстати, это и любимые композиторы Раймонда Паулса.

Светлая память

Светлая память замечательной художнице, которая будет похоронена, судя по всему, в семейной могиле на рижском кладбище Лачупес, что в Иманте: там похоронены родители Эдите и Раймонда, там же рядом упокоилась и ушедшая около двух лет назад супруга и муза маэстро, Лана.

И уже установлено надгробие, на котором рядом с именем Ланы высечено и имя и фамилия ее великого супруга. И прекрасного брата.

Андрей Шаврей
Все статьи
8
0

Комментарии (0)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ