Эксперты призывают не подкармливать и не приманивать медведей, сообщила агентству LETA специалист по связям с общественностью Видземского планировочного региона (ВПР) Лайма Спалва.
В Латвии популяция бурого медведя постепенно увеличивается, и по оценкам учёных, сейчас в стране насчитывается около 150 особей. На севере Видземе их присутствие становится всё более заметным. Осенью, когда в леса отправляются грибники, ягодники и любители походов, вопрос о том, как людям сосуществовать с этим охраняемым животным, становится особенно актуальным.
В этом месяце ВПР организовал встречу в Карки, на которой жители встретились с экспертами из Управления охраны природы (УОП), Латвийского государственного института лесных исследований "Silava" и Департамента окружающей среды Эстонии.
Прежде чем думать о том, как действовать при встрече с медведем, эксперты призвали делать всё возможное, чтобы такой встречи избежать. Отправляясь в лес, следует оставаться на тропах и дорогах, создавать небольшой шум, чтобы медведь услышал человека и сам предпочёл уйти.
"В большинстве случаев медведь сам выбирает уйти от человека — у него хорошее обоняние и слух, и он замечает нас первым", — пояснила представитель УОП Карина Лаздане.
Риски для сосуществования создаёт осознанное поведение людей, приучающее медведя к присутствию человека. Самая опасная ошибка — подкармливание животного. Это особенно актуально сейчас, когда, например, охотники продолжают оставлять корм в местах подкормки диких свиней, хотя их численность уменьшилась и еда остаётся несъеденной, или когда люди специально оставляют мёд и другие лакомства, чтобы приманить медведя.
Не менее важно не оставлять пищевые отходы на популярных туристических маршрутах. В таких ситуациях медведь может начать воспринимать человека как источник пищи и стать назойливым. Медведя могут привлечь и компостные кучи на приусадебных участках.
"Медведь — сильное животное с хорошей памятью. Если он привыкает к легко доступной пище, изменить это поведение очень сложно", — напомнил исследователь института "Silava" Янис Озолиньш.
В своей презентации он также подчеркнул, что вопреки распространённому мнению о рационе животного, питание медведя в основном состоит из растительной пищи — ягод, орехов и побегов. Мясо составляет лишь небольшую часть — в основном падаль, немного собственной добычи, а также насекомые, их куколки и личинки. Однако известно, что мёд — особое лакомство для медведя. Поэтому пчеловодам важно заранее внедрять меры защиты и обезопасить пасеки, чтобы сладкий деликатес не был легко доступен.
Защита необходима и домашнему скоту. В обоих случаях — электрические ограждения, сторожевые собаки, звуковые и световые отпугиватели помогают снизить риск появления медведя.
Эксперты напомнили, что о каждом случае ущерба от медведя необходимо немедленно сообщать в УОП. В таких случаях, если в хозяйстве внедрена хотя бы одна мера защиты, землевладельцы могут получить компенсации за причинённые убытки.
В 2022 году было выплачено более 13 000 евро, а в 2024 году — почти 8000 евро. Это подтверждает наличие проблемы, но также и то, что практическими действиями можно снизить риски и обеспечить сосуществование.
УОП подчёркивает, что такие сообщения дополняют информацию, полученную в рамках мониторинга медведей, проводимого институтом "Silava", и позволяют учёным получить не только более полное представление о популяции в Латвии — её численности, распространении, поло-возрастной структуре, путях передвижения и другом, но и понять её развитие и, при необходимости, адаптировать обоснованные решения по управлению.
Эксперты подчеркнули, что внешний вид медведя может быть обманчивым. Одно и то же животное в разные сезоны выглядит по-разному — весной худощавое, а осенью откормленное перед зимой, поэтому, фиксируя его в камерах наблюдения, оно может показаться разными особями. Люди могут также ошибаться при распознавании следов, поскольку след взрослого барсука схож с отпечатком лапы маленького или молодого медведя и их легко перепутать. Поэтому научный мониторинг особенно важен для объективной оценки состояния популяции. Однако также необходимо напомнить, что наблюдения жителей — фотографии, следы или другие доказательства — являются важным дополнением, помогающим учёным получить более точные и полные данные о присутствии медведей.
"Популяция медведей в Латвии ещё относительно молода, и в ней преимущественно встречаются самцы", — напомнила исследовательница "Silava" Гуна Баграде.
В то же время в соседней Эстонии ситуация совершенно иная. Там за последние 20 лет популяция медведей почти удвоилась — с примерно 500 до почти 1000 особей. В 2024 году зарегистрировано 112 медвежьих семей с детёнышами — это наивысший показатель в истории страны. Такая большая популяция также означает больше вызовов для хозяйств — разрушенные пасеки, испорченные тюки силоса, а также нападения на домашний скот, за которые государство выплачивает компенсации.
В отличие от Латвии, где в 2024 году оценка численности медведей составляла около 150 особей, в Эстонии популяция более чем в шесть раз выше. Там в настоящее время осуществляются регулируемые охоты на медведей, необходимость и допустимость которых до сих пор активно обсуждается в обществе, отмечают эксперты.
"Рост популяции медведей в Эстонии — это история успеха в контексте охраны природы, но это также означает и большую ответственность — как сбалансировать интересы людей и животных", — подчеркнул представитель Департамента окружающей среды Эстонии Танел Тирна.
В Латвии охота на медведей не разрешена. Однако в презентации УОП было отмечено: существуют особые исключительные случаи, когда принимается решение о ликвидации конкретного животного. Это касается ситуаций, когда животное представляет серьёзную и повторяющуюся угрозу для безопасности людей или имущества — например, регулярно разрушает пасеки или нападает на скот, и превентивные меры не могут устранить проблему.
В таких случаях решение принимается после тщательной оценки ситуации и всегда рассматривается как крайняя мера, чтобы защитить людей и при этом сохранить жизнеспособность популяции.
Опрос, проведённый во время мероприятия, показал, что пятеро из 59 участников признались, что у них был личный контакт с медведем, и все эти случаи завершились мирно. Это подтверждает, что встречи с медведем в повседневной жизни происходят не так часто, как может показаться. Эксперты подчеркнули — общественное восприятие часто формируется на основе видеозаписей или фотографий, доступных в сети, но важно не основываться только на предположениях.
Как отметила Спалва, встреча в Карки дала возможность не только узнать больше о медведях с научной точки зрения, но и услышать, что больше всего волнует местных жителей. Такой диалог помогает уменьшить страхи и побуждает думать о практических решениях для безопасного и возможного сосуществования человека и медведя. Мероприятие было частью проекта "Вовлечение общества в управление биоразнообразием" (CIBioGo), цель которого — расширить знания о методах совместного управления сохранением биоразнообразия и способствовать эффективному управлению охраняемыми территориями. В Латвии проект реализуется ВПР.