«Сейчас мы находимся в самой опасной ситуации со времен Второй мировой войны» - Янис Сартс 0

Политика
BB.LV
«Сейчас мы находимся в самой опасной ситуации со времен Второй мировой войны» - Янис Сартс
ФОТО: LETA

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил на Форуме безопасности в Аспене (США): «Кто бы ни был избран следующим президентом страны, Вашингтон обязуется поддерживать Украину как минимум десять лет». Однако Украина была не единственной темой обсуждения на этом форуме. Об этом "Неаткариге" рассказал директор Центра передового опыта стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс.

**Вы недавно вернулись из США, где присутствовали на конференции по безопасности высокого уровня. Расскажите, пожалуйста, об этом. **

Это была конференция – Аспенский форум безопасности, который представляет собой скорее конференцию по внутренней безопасности с участием сенаторов, представителей нынешнего правительства, Энтони Блинкена и других.

Ощущения там мирные или, наоборот, немирные?

Было очень интересно слушать спикеров. Европейцев было довольно много – около двадцати. Мои ощущения: то, чего мы здесь, в Латвии, не заметили и не учли: изменилась геополитическая ситуация. Американцы полагают, что Соединенным Штатам, вероятно, придется вступить в войну с Китаем в ближайшее десятилетие. И они не уверены в исходе этого конфликта.

Соединенные Штаты видят усиление оси сотрудничества между Китаем, Россией, Ираном и Северной Кореей, чтобы эти четыре страны, а возможно, и еще одна, могли со временем более четко координировать свои действия. Соединенные Штаты Америки к этому не готовы, а это также означает, что необходимо оценить, как рассматривать ситуацию со всем, включая Украину, с точки зрения европейской безопасности. От Европы ожидается гораздо больший вклад, чем наблюдалось до сих пор.

В Соединенных Штатах в Конгрессе есть группа отставных четырехзвездных генералов, которые являются двухпартийными в Конгрессе и изучают национальную безопасность, и именно они заявили, что, по их оценке, мы сейчас находимся в самой опасной ситуации в мире со времен Второй мировой войны. Мы слушаем это и начинаем думать о том, что это значит для безопасности Латвии. Нам нужно быть очень умными, чтобы обойти будущие риски таким образом, чтобы действительно обеспечить нашу безопасность.

Видите ли вы предпосылки для умных действий?

Всегда следует надеяться на лучшее, но... Мы можем критиковать себя за неверный выбор, часто допускаем ошибки при решении различных задач, но в итоге приходим к правильным выводам. Иногда немного поздно. Иногда – в последний момент. Я говорю о большом геополитическом выборе. Идет ли речь о вступлении в НАТО, говорим ли мы о финансировании обороны или говорим ли мы о строительстве пограничного забора – все никогда не было гладко и просто, но в конце концов все делается.

**Этот забор еще не построен. **

Однако строительство ведется относительно более быстрыми темпами.

Сейчас много говорят о прекращении огня, но это не мир. Надеяться на искру здравого смысла в голове диктатора Путина, конечно, бессмысленно. Однако – может быть, есть возможность положить конец войне на Украине?

Я бы, конечно, не рассчитывал на искры разума в голове Путина. Однако он не дурак. Он ищет способ дать России передышку. Назовем это перемирием, но это было бы похоже на так называемые мирные планы – «Минск-1» и «Минск-2», которые должны были добиться прекращения огня в некоторых районах Донецка и Луганска в 2015 году.

Серьезные военные действия были приостановлены, но война не закончилась. И сейчас это тоже происходит лишь для того, чтобы найти подходящий момент для возобновления военного процесса. Я думаю, что в Латвии мало людей, которые верят в возможности мира, и мы должны убедить Европу, что прекращение огня вряд ли может привести к настоящему миру. Путин не готов к миру, и об этом свидетельствуют все его заявления и требования, которые он выдвигает во имя мира. Его большие цели не изменились.

Во время войны одним из видов оружия является дезинформация. Какова ситуация с этим в Латвии?

Дезинформация является одним из инструментов в операциях влияния. Прежде всего мы слышим о том, что говорят о мирных переговорах, мол, наконец-то мы сможем помириться, нам просто нужно начать разговаривать с Россией и тогда все будет хорошо.

Во-вторых, цель психологически воздействовать на европейское общество путем проведения диверсий, которые сейчас происходят по всей Европе. Цель – запугать людей и добиться установки: лучше быстро согласиться, чем продолжать поддерживать Украину. Напомним о диверсиях в Польше, Германии, а также во Франции - во время Олимпийских игр. Не всех людей можно запугать, но такие есть. Я думаю, что стратегия страха не сработает здесь, в Латвии и других странах Балтии, но у России есть надежда, что она сможет сработать больше в странах Западной Европы. На мой взгляд, нам следует более осторожно влиять на политические процессы, например, во время выборов. Россия различными способами поддерживает благоприятные ей политические силы в Европе.

**Достаточно ли и активно наши правящие силы информируют население о дезинформации и опасностях, которые она представляет? **

Тут можно смотреть на стакан и думать: он наполовину полон или наполовину пуст? Однако, объективно говоря, мы в Латвии – по сравнению с рядом других европейских стран – гораздо более информированы о происходящем. Мы узнаем о возможном саботаже, о политической подоплеке и многом другом.

Это обычно раскапывают журналисты.

Конечно, это работа журналистов. Но – да, я считаю, что власть должна быть максимально честной с обществом, показывая положение дел. Она не должна прятаться и молчать. На европейском уровне я вижу, что есть правительства, которые не говорят обществу то, что им нужно знать.

Есть ли надежда на мир – хотя бы в обозримом будущем?

Суть должна заключаться в том, что мы вступаем в неспокойное геополитическое время. И в это время фактором являются не только Россия и Украина, но также Китай и Ближний Восток. Мы неизбежно движемся в этом направлении потрясений. Что касается войны на Украине...Не хочется думать, что это будет бесконечная война, и мы не можем терять надежду на мир. Больше года назад вагнеровец Пригожин пошел на Москву. Если бы он в какой-то момент не передумал, если бы не остановился, то дальнейшая последовательность событий могла бы быть радикально иной. Поэтому нельзя исключать, что в России происходят или будут происходить какие-то внутренние процессы, которые изменят ход событий. В ближайшем будущем нас не ждет мир. Однако, наблюдая за внутренними процессами в России, есть небольшие надежды на то, что мира все-таки удастся достичь. Но это менее вероятный сценарий.

Вы говорите - Путин не дурак. Да, он, может быть, и не дурак, но он, безусловно, кандидат в пациенты психиатрической больницы: каким надо быть сумасшедшим, чтобы без перерыва хотеть воевать, убивать, разрушать, оккупировать?

Мы должны уметь оценивать наших врагов. Он все еще умеет рассчитывать, с этим надо считаться и нам. У людей, долгое время находящихся во власти, возникают странные мысли о том, чтобы быть у власти вечно. Путин, судя по всему, решил стать пожизненным президентом. И это не необычная ситуация в мировой истории, когда людям приходится страдать из-за амбиций отдельного человека.