В законодательстве Латвии до сих пор отсутствует нормативная база долгосрочного ухода. Министерство благосостояния взялось за проблему.
Для начала обозначили данный термин как "совокупность мероприятий с целью обеспечить сохранение качества жизни и по возможности независимую жизнь персоны, которой в силу непреходящих функциональных нарушений необходима длительная или постоянная поддержка".
В связи с этим правительство размышляло, как привлечь фонды ЕС. Во вторник приняли план…
77 938 427 евро за два года
Такую действительно серьезную сумму Кабинет министров намерен израсходовать для помощи лицам, нуждающимся в уходе. Но начнется осуществление программы только в 2026 году. В 2028–29 гг. предусматривают тратить по 39 652 797 евро за год.
По прогнозам, большую часть предоставит финансирование Евросоюза, который оценивает количество своих жителей, нуждающихся в постоянном уходе, примерно в 31 миллион человек. К 2050 году таковых будет уже более 38 миллионов. В видении Брюсселя долгосрочный уход не только способствует здоровью и бытовым потребностям нуждающихся лиц, но и улучшает социальную среду в обществе в целом, содействуя равноправию и солидарности. Европа разработала целых 20 принципов социального благосостояния, "обеспечивающих уменьшение бедности жителей и социальной заброшенности".
Латвия, со своей стороны, постарается сделать систему социальных услуг "приближенной к семейной среде". Ведь в нашей стране, как и в Старом Свете в целом, налицо постоянное старение населения. Демографические тенденции требуют расширения спектра уходового сервиса. Здесь помогут компьютеры: "Цифровые решения уменьшают потребляемое персоналом время для оценки клиента, планирование необходимых мероприятий, оборот информации…"
Кое–что уже сделано: Министерство здоровья совместно с Министерством благосостояния запустили оплачиваемую государством услугу мобильной команды паллиативного ухода, которая объезжает стариков и больных, не выходящих из дома. Обещаны "психоэмоциальная поддержка, полное уважения отношение и забота по месту жительства пациента".
Будут и новые стационарные заведения. До 31 декабря 2025 года самоуправлениям намечено предоставить целевые дотации из госбюджета на создание "институтов социальной реабилитации" на 49 и более мест для совершеннолетних клиентов.
Как гласит план, завизированный министром благосостояния Улдисом Аугулисом (Союз зеленых и крестьян): "При поддержке фондов ЕС развивается доступность общественных социальных услуг для лиц пенсионного возраста, в т. ч. для лиц с деменцией, лиц с психическими расстройствами и детей с очень тяжелыми и множественными функциональными расстройствами. Неправительственные организации и поставщики социальных услуг, созданные другими организациями, имеют возможности развивать необходимую инфраструктуру, создавать услуги, соответствующие потребностям отдельных лиц, а также обеспечивать обучение и контроль своих специалистов".
О национальных особенностях деменции
Те из нас, кому доводилось общаться с оказавшимися в тяжелой ситуации родными и близкими, знают, насколько непросто в режиме 24/7 поддерживать их достойную жизнь.
Ведомство У. Аугулиса, кроме прочего, отметило сложившийся "домашний" характер местного ухода: "Клиент с тяжелыми функциональными нарушениями (в том числе деменцией) по возможности старается оставаться в привычном месте жительства, где зачастую все бремя ухода за собой ложится на членов семьи, преимущественно на плечи женщины. Однако неформальным лицам, осуществляющим уход, часто не хватает необходимых знаний и навыков. Так, планируется провести обучение и создать систему поддержки неформальных лиц, осуществляющих уход, с целью повышения качества оказываемой ими помощи, расширения знаний о влиянии заболеваний на человека и снижения выгорания неформальных лиц, осуществляющих уход".
"Согласно национальным правовым актам клиент сферы социальных услуг и его опекуны платят", — констатировано в документе Минблага.
"От оплаты за услуги социального ухода освобождены малоимущие лица. Если клиент и его опекуны неспособны заплатить… недостающую сумму доплачивает самоуправление, на территории которого зарегистрировано место жительства клиента. Самоуправления вправе определить клиенту благоприятнейшие условия, однако только отдельные самоуправления используют эту возможность". В частности, Рижский муниципалитет принял обязательные правила, которые утверждают: "Опекунам клиента не нужно платить за социальные услуги…" В ближайшее время предполагается ввести поправки в действующее законодательство, определив, что "у каждого лица независимо от места жительства есть включенные в минимальную корзину социальные услуги".
Конкретно в плане здоровья обещают: вести профилактику острых случаев — инсультов, инфаркта миокарда, предотвращения рисков падений людей и помощи при них. Социальные работники будут осуществлять мероприятия по гигиене и дезинфекции. Уже в 2026 году собираются "построить новые места оказания услуг для 852 сениоров". "Лицам с функциональными ограничениями создается домашняя среда и возможности использования самоухода".
Важным моментом является повышение противоэпидемиологической безопасности, сокращение риска контагиозных заболеваний в социальных институтах — последние, как мы помним, разгорались подобно пожару в лесу в годину Covid–19…
Датчики движения сениоров
Новым моментом в концепции Минблага является участие в уходе за оказавшимися длительно неспособными членами общества не только социального сектора, самоуправлений и негосударственных организаций, но также и банков. Последние, в частности, будут привлекаться для оказания финансирования энергоэффективности социальных учреждений. Этим заведениям поможет также и государственный финансовый институт Altum.
Здания, применяемые для социального ухода, будут оснащены "цифровыми инструментами, которые облегчают уход и надзор за клиентами (например, фиксируют колебания температуры, света и звука, движения, ведут функциональные измерения клиента и т. д.)".
Применение датчиков в т. н. "умных домах", уменьшат риск травмирования их обитателей.
Ну и что касается собственно персонала — тут Минблаг надеется на помощь добровольцев, с компенсацией для них дорожных расходов, питания и прочей мотивации.
Но что не увидели мы в документе, представленном правительству, так это анализа необходимых изменений в рабочей силе для сектора ухода. А ведь он в ближайшие десятилетия станет крутой сферой с оборотом в сотни миллионов. И тут уже явно не обойтись без адресного завоза из–за рубежа.