Хуже отсутствия денег может быть только... отсутствие идей, как эти деньги заработать. Ведь в этом случае мы обречены на нищету.
Увы, пока правящие не могут похвастаться обилием идей о том, как получить дополнительный доход. Более того, даже те идеи, которые «витают в воздухе», власти не используют. Если же сами политики что-то разумное все-таки предлагают, то в итоге все ограничивается лишь разговорами. Судите сами.
Биржа нам только снится…
Еще второе правительство Кариньша грозилось «выпустить» государственные и крупные муниципальные предприятия на биржу с тем, чтобы убить сразу трех зайцев: повысить ликвидность этих предприятий, привлечь инвестиции в эти предприятия, что позволит и казне заработать больше, и рынок капитала в Латвии оживить.
С тех пор прошло больше года, а воз и ныне там. Правительство Силини в выводе предприятий на биржу также далеко не продвинулось, действуя по принципу «вы хотите поговорить об этом?».
Пенсионные деньги работают, но… не у нас
В связи с решением правительства «отобрать» 1% отчислений у второго пенсионного уровня и передать в первый, эксперты и сами политики «вспомнили» о накоплениях в этом втором пенсионном уровне.
Напомним, что второй пенсионный уровень формируется от начислений самих работающих, и этот второй уровень был задуман в качестве прибавки к базовой пенсии после выхода человека на заслуженный отдых.
Во втором пенсионном уровне уже накоплено более 8 миллиардов евро, но парадокс в том, что эти деньги «не работают» в экономике Латвии – от всей этой огромной суммы в экономику (бизнес) нашей страны инвестируется всего лишь 8-9 процентов!
Если бы у нас была правильная экономическая политика, то по меньшей мере 30–40 процентов накоплений во втором пенсионном уровне можно было бы вложить в различные инвестиционные проекты в Латвии – и государство бы зарабатывало, и частный бизнес, и росли бы накопления будущих пенсионеров.
Еврофонды уже не спасают?
Зарабатывать государство могло бы и от правильного и эффективного вложения еврофондов, но и здесь пока похвастаться нечем – «освоение» европейских денег происходит крайне медленно и особой пользы для экономики пока не видно.
Хотя за эти два-три года Латвия должна получить порядка 1,9 миллиарда евро – очень даже неплохие деньги для нашей страны!
Проект в роли… гири на шее
А помните, как нам рассказывали, какой невероятный толчок экономике Латвии даст проект Rail Baltica? Это и рабочие места, и инвестиции в строительную отрасль, это и оживление всех смежных со строительством отраслей...
И что же в реальности? Сейчас власти озабочены лишь тем, как бы этот проект окончательно не всадил бюджет страны и где взять деньги, не влезая в кредитные долги, на то, чтобы хотя бы закончить возведение рижской Центральной станции и подъездных путей к ней. Какое уж тут развитие экономики при таком провале с расчетами!
Надежды на то, что наша национальная авиакомпания airBaltic не только вернет казне госдотации, но и выйдет в итоге на прибыль, тоже не оправдались – государство вынуждено «простить» долги и «спасаться бегством», отказываясь от контрольного пакета, дабы не нужно было снова вкладывать средства в авиакомпанию.
Правительство надеется, что удастся привлечь инвесторов еще до того момента, пока airBaltic снова не окажется на грани банкротства.
Предел кредитования
Министр финансов Арвилс Ашераденс в последние годы, как мантру, повторял тезис о том, что банки должны резко увеличить кредитование бизнеса. А еще глава Минфина очень рассчитывал, что в страну придет хотя бы один крупный международный банк, тем самым усилив конкуренцию в банковском секторе. Как мы знаем, ни один международный банк больше к нам не пришел и не собирается.
Что же касается кредитования, то, во-первых, само законодательство не позволяет банкам существенно облегчать условия выдачи кредитов, а во-вторых – нельзя же никого «насильно» кредитовать, и если сам бизнес не спешит или, точнее, не хочет влезать в долги, то что тут можно сделать?
Поэтому надежды на то, что за счет кредитов в экономике начнет крутиться больше денег, тоже не оправдались.
В поисках ноу-хау!
Очевидно, что правительству и созданной еще год назад президентом комиссии по конкурентоспособности нужно провести «мозговой штурм» и попытаться найти какие-то проекты, которые бы «приподняли» латвийскую экономику. Требуется ноу-хау!
Особенно в ситуации, когда традиционные отрасли в силу геополитических потрясений уже не могут наполнить казну – например, сфера логистики и транзита, которая, прямо скажем, дышит на ладан. В результате чего латвийская железная дорога вместо того, чтобы насыщать бюджет страны... теперь сама подпитывается из бюджета, поскольку доходов Latvijas dzelzceļš уже не хватает даже на содержание инфраструктуры.
Конечно, если оживут экспортные рынки, то какое-то шевеление в латвийской экономике начнется. Но именно шевеление, а не рывок.
Латвии как воздух нужны крупные международные инвесторы, иначе при росте максимум в 2 процента от ВВП мы даже Эстонию с Литвой в ближайшие годы не догоним!
Долгая борьба с бюрократией
Справедливости ради заметим, что в свете налоговых изменений, вступающих в силу в январе, Латвия немного повышает свою конкурентоспособность на рынке рабочей силы.
А вот в деле борьбы с бюрократией пока больше разговоров, чем реальных решений.
Подвижки наблюдаются только в строительной сфере – конкретные предложения по уменьшению административной нагрузки подготовлены и, вероятно, до конца этого года поступят в правительство и, возможно, в Сейм. Но такими темпами борьба с бюрократией может затянуться лет на десять.