Комары ищут нас по запаху углекислого газа, который мы выдыхаем, по запаху молочной кислоты, аммиака, ацетона, а также ещё целой группы веществ, которые образуются у нас либо в ходе метаболизма, либо вследствие деятельности кожных бактерий.
Также их привлекают красный, чёрный, сине-зелёный или оранжевый цвета. Кроме того, комары чувствуют жертву по разности температур. Но разность температур в смысле теплоты и холода можно оценить лишь вплотную к теплокровному существу.
Сотрудники Калифорнийского университета в Санта-Барбаре пишут, что комары могут чувствовать тепло на достаточно большом расстоянии, и чувствуют они по электромагнитному излучению в инфракрасном диапазоне.
Исследователи экспериментировали с комарами вида Aedes aegypti, то есть кусаками жёлтолихорадочными, которых размещали в сообщающихся камерах с одинаковым содержанием СО2 и одинаковым же содержанием человеческих запахов. В одной из камер появлялся источник инфракрасного излучения, и когда это излучение соответствовало температуре человеческой кожи, комары активно летели в то место и пытались найти, куда ткнуть хоботком. Камеры были сконструированы так, чтобы исключить термодинамическую передачу тепла, так что температуру комары могли ощущать только по инфракрасному излучению. Чувствовали они его на расстоянии в 70 см, тогда как тепло движущихся молекул комары начинают ощущать на расстоянии в 10 см.
Комары инфракрасный свет в прямом смысле не видят, как не видят его и ямкоголовые змеи, известные своим инфракрасным «зрением»: в природе нет зрительного белка, который менялся бы под действием настолько больших длин электромагнитных волн. На самом деле, инфракрасное излучение просто разогревает воздух вблизи рецепторов, чувствующих температурное движение молекул. У комаров для этого есть рецепторные белки TRPA1 и два опсина. TRPA1 реагирует на разные вещества, поэтому он может работать рецептором вкуса, но также он реагирует и на изменения в температуре. Опсины – зрительные белки, однако несколько лет назад выяснилось, что некоторые опсины (по крайней мере, у насекомых) могут чувствовать вкус и температуру. В статье в Nature говорится, что при высокой интенсивности инфракрасного излучения комарам хватает одного только TRPA1, а при низкой тот же TRPA1 сначала косвенно стимулируют опсины.
Кусака жёлтолихорадочный называется так из-за того, что переносит жёлтую лихорадку, а также ряд других опасных болезней, и понятно, почему эксперименты ставят в первую очередь с такими видами комаров. Но скорее всего, та же способность чувствовать тепло по инфракрасному излучению свойственна и другим комарам. Если новые данные помогут создать какие-нибудь новые, более эффективные антикомариные ловушки или отвлекающие устройства, они наверняка будут работать и на комарах северных широт.