Температура при простуде поднимается не просто так, это один из способов справиться с болезнью.
Во-первых, у бактерий, вирусов и паразитов бывают свои температурные предпочтения, и если им вдруг становится слишком жарко, они хуже размножаются. Во-вторых, жар помогает ослабить действие некоторых бактериальных токсинов. В-третьих, повышенная температура стимулирует активность иммунных клеток: одни начинают быстрее делиться, другие – быстрее ползать, третьи активнее поглощают патогены и патогенные молекулы. Не всегда жар полезен, но в случае инфекционных заболеваний это часто именно так.
У теплокровных животных есть внутренние, физиологические и биохимические механизмы, регулирующие температуру тела. У холоднокровных таких механизмов нет, они зависят от температуры окружающей среды. Однако у них всё-таки есть кое-какие уловки, помогающие разогреться, если нужно.
Сотрудники Восточно-китайского педагогического университета пишут в PNAS, что рыбы с инфекцией плывут туда, где вода теплее. Эксперименты ставили с нильскими тиляпиями, которых заражали бактерией Edwardsiella piscicida – она часто вызывает целые эпидемии, особенно в рыбных хозяйствах. В аквариумах у тиляпий поддерживали температурный градиент от 28 °С до 34 °С. Пока рыбы были здоровы, они держались в более прохладной воде. Как только они начинали заболевать (что было видно и по внешнему виду), они переплывали в нагретую воду. Повышенная температура действительно шла рыбьему иммунитету на пользу. Их Т-лимфоциты активнее синтезировали белки, помогающие уничтожать заражённые клетки вместе с инфекцией, также в Т-лимфоцитах реже включалась программа клеточного самоуничтожения, а значит, их число оставалось сравнительно высоким, чтобы было кому бороться с болезнью. Тёплая вода давала тиляпиям лечебный жар. Может быть, и другие рыбы, заболев, тоже ищут, где теплее, хотя конкретная температура этого «где теплее» у разных видов может отличаться.