В Латвии внимательно изучают опыт соседней Эстонии, которая, возможно, займется внедрением у себя атомной энергетики. Для наших соседей это мера вынужденная.
Со одной стороны, эстонцы под давлением ЕС постепенно закрывают у себя сланцевую отрасль, с другой — страны Балтии выходят из энергосоединения с Россией и Белоруссией.
Таким образом, регион ставит себя в зависимость от энергопоставок из других стран ЕС, но это, как опасаются в Таллине, не вполне надежный путь. Выход — обеспечить себе энергонезависимость по примеру Финляндии, которая давно уже строит АЭС на своей территории.
Сама жизнь вынуждает
О возможности создания у себя атомной электростанции в Эстонии во весь голос заговорили пять лет назад. В июне 2019–го тогдашний министр экономики и инфраструктуры Таави Аас заявил, что приветствует начало дебатов на тему строительства в Эстонии АЭС нового поколения.
Министр признался, что в ситуация в эстонской энергетике сложилась весьма проблемная. Отчасти это было связано с тем, что Эстония, как и прочие страны Балтии, в 2018 году решили постепенно выйти из действовавшего с советских времен энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия — Россия — Эстония — Литва — Латвия).
Положение усложняет тот факт, что сейчас Эстония под давлением ЕС закрывает свою сланцевую энергетику — как "грязную" и "неэкологичную". Страна от природы одарена большими залежами горючего сланца, за счет которого работают электростанции в северо–восточном эстонском регионе Ида–Вирумаа. Однако их начали постепенно закрывать еще несколько лет назад, а недавно правительство Каи Каллас подтвердило намерение отказаться от сланца в пользу всемерного развития зеленой энергетики.
Одновременно все больше политиков приходят к выводу, что в сложившейся ситуации зеленой энергетики маловато и нужно возводить АЭС. Весной 2019 года эстонская компания Fermi Energia подписала протокол о намерениях с канадско–британской фирмой Moltex Energy, разрабатывающей ядерные реакторы нового поколения. Но данный шаг вызвал критику — эксперты указывали, что у Moltex Energy, предложившей Таллину установку "компактного" ядерного реактора, нет даже его детально проработанного проекта, не говоря уже о собственном опыте постройки АЭС. Поэтому через полгода эстонцы все переиграли.
В начале октября 2019 года Fermi Energia подписала новый протокол о намерениях — на сей раз с американской компанией GE Hitachi (GEH). Документ касается возможного размещения в республике малого модульного атомного реактора BWRX–300. "Модульный реактор BWRX–300 — это прорыв в технологиях. Он может составить конкуренцию природному газу и возобновляемой энергии и, по нашей оценке, стал бы идеальным решением для энергообеспечения с нулевым уровнем выбросов углекислого газа. Совместно с предприятием Fermi Energia мы работаем над тем, чтобы доказать безопасность инновационной реактивной технологии, техническую мощь и экономическую эффективность", — с оптимизмом заявил вице–президент GEH Джон Болл.
По словам же председателя правления Fermi Energia Калева Каллеметса, кипящие водяные реакторы десятилетиями "безопасно, экономично и надежно" работают в скандинавских странах.
BWRX–300 — кипящий водяной реактор мощностью 300 МВт с естественной циркуляцией и пассивным охлаждением, работающий на основе реактора типа ESBWR, лицензированного Комиссией по атомной энергии США. В начале 2020 года Fermi Energia приступила к поиску мест для возможного размещения АЭС на территории Эстонии. Соучредитель Fermi Energia Сандор Лийве (ранее возглавлявший государственный энергетический концерн Eesti Energi) напоминает, что электростанцию мощностью свыше 150 МВт можно воздвигнуть только на основании специальной государственной планировки. "Никакую АЭС нельзя построить тайно. Если мы не будем заниматься этим сегодня, то через десять лет у нас не будет возможности сделать выбор", — пояснил представитель Fermi Energia. По его словам, оптимистичный сценарий предусматривает открытие электростанции в начале 2030–х годов.
Fermi Energia поставила перед собой цель построить в Эстонии небольшую современную модульную АЭС мощностью 200–300 МВт. Этого окажется достаточно, чтобы обеспечить одну десятую часть от энергетической потребностей стран Балтии. "Рядом с нами есть несколько атомных электростанций — в Швеции, Финляндии и России. Но у нас самих нет этого источника электроэнергии, который не создает выбросов CO2 и имеет прогнозируемую стоимость", — поясняет Сандор Лийве.
По его мнению, будущее атомной энергетики связано с небольшими стандартными реакторами нового поколения, которые смогут составить конкуренцию как традиционным электростанциям, так и паркам ветрогенераторов и солнечных батарей. "Построить такой реактор будет выгодно и в Эстонии. Плата за выбросы CO2 настолько высокая, что с экономической точки зрения производить электроэнергию из горючего сланца достаточно сложно", — сказал Лийве в эфире телеканала ETV+.
Два региона для расщепления атомов
В Fermi Energia отмечают, что рентабельность традиционных атомных электростанций с мощными реакторами падает — из–за их очень высокой стоимости и длительных сроков строительства. "Поэтому многие фирмы разрабатывают малые реакторы мощностью 300 мегаватт и меньше, которые будут как более экономичными, так и более безопасными. Мы видим, как в Финляндии строят АЭС по пятнадцать лет. Так что будущее — это маленькие, стандартные, лицензированные реакторы, которые смогут конкурировать на свободном рынке электроэнергии", — пояснил Сандор Лийве. "Самое важное, что ядерная энергия обеспечивает наличие более дешевой электроэнергии, что позволяет развивать промышленное производство. Например, смогут начать работу различные энергоемкие химические производства", — добавил специалист.
Понятно, что в этой ситуации население Эстонии больше всего волнует вопрос хранения отработанного ядерного топлива. Тут возможны несколько вариантов. "Топливо для АЭС будет ввозиться и использоваться в реакторе. Для использованного топлива нужно построить хранилище. Такое хранилище Эстония все равно должна построить, потому что в Палдиски есть два законсервированных реактора (оставшихся с советских времен. — Авт.), и государство сейчас этим занимается. Мы также изучаем вариант с арендой ядерного топлива, когда после использования оно возвращается поставщику", — пояснил соучредитель Fermi Energia.
При правительстве Эстонии была создана рабочая группа, занявшаяся поиском возможных мест размещения АЭС. Всего эта группа выделила пятнадцать вариантов. Член правления Fermi Energia Диана Ревяко пояснила, что они больше склоняются либо к уезду Ляэне–Вирумаа (на севере страны), либо к уезду Ида–Вирумаа (на северо–востоке). "Мы рассматриваем два региона. У обоих есть свои плюсы и минусы, и для принятия решения необходимо провести гораздо больше исследований. Окончательное месторасположение АЭС определит государство", — сказала Ревяко.
По ее словам, преимуществом найденного ее коллегами района Виру–Нигула в Ляэне–Вирумаа является его близость к морю, поскольку атомной станции нужна вода для охлаждения. Преимущество же Ида–Вирумаа заключается, как считают в компании, среди прочего в том, что жители этого уезда на северо–востоке Эстонии (кстати, тут живут преимущественно русскоязычные) привыкли к соседству с промышленными предприятиями. А пока компания проводит информационные мероприятия, в ходе которых населению внушают, что их страхи относительно возможного соседства с АЭС безосновательны, так как "эту технологию нельзя сравнить с чернобыльской".
В феврале 2020–го в Ляэне–Вирумаа состоялось первое общественное обсуждение проекта строительства атомной электростанции. "Инвесторы во всем мире предполагают получить разрешение на строительство маленьких атомных реакторов где–то в 2024 году, и построить их к 2028 году. Лишь после этого, при наличии финансовых возможностей и государственных программ, изучив уже работающие модели, мы выберем окончательную технологию и только тогда будем ходатайствовать о строительстве", — сказал в ходе обсуждения член правления Fermi Energia Калев Каллеметс.
Однако у жителей региона возможное соседство с атомной электростанцией вызывало предсказуемые опасения. "Достаточно сложно найти место, куда складывать атомные отходы или куда увезти их. Думаю, в этом заключается очень большой риск. Если отсюда нет возможности вывозить, то мы должны иметь какой–то вариант складирования в Эстонии. На это конкретного ответа мы не получили. Кто работает над этим и что нам делать дальше?" — задал риторический вопрос председатель мэр города Раквере Михкель Юхками.
Ждут окончательного вердикта
В сентябре 2020 года в Таллине и Тарту состоялись необычные демонстрации — не против, а в поддержку мирного атома! По словам председателя горсобрания Тарту Леммита Каплински, эти акции были призваны "дать импульс смелому обсуждению вопроса атомной энергетики". Он указал, что сейчас Эстония находится в первой десятке мирового рейтинга по загрязнению окружающей среды — все из–за сланца. По мнению Каплински, люди должны задуматься о важности использования экологически чистого способа производства электроэнергии — стабильного и практически не содержащего выбросов СО2. "Обычно люди боятся ядерной энергетики, а голоса тех, кто, разумно взвесив все аргументы, ее поддерживает, в расчет не берут. Но я думаю, что сейчас у нас нет лучшей альтернативы", — говорили участники демонстраций.
По мнению эстонских сторонников АЭС, у этого вида энергоизвлечения есть ощутимые преимущества перед столь восхваляемой сегодня зеленой энергетикой. "Если мы построим большой ветряной парк на берегу Балтийского моря, то тоже будет много опасности и рисков. Атомные электростанции достаточно компактные и хорошо контролируемые. Отходов от них образуется относительно немного: 40 граммов на человека в год. Для сравнения: сейчас у нас образуется 20 тонн отходов на человека в год. Эта проблема гораздо серьезнее, и та опасность, которая есть сейчас — гораздо значительнее. Просто люди не видят этого", — сожалеет предприниматель и защитник окружающей среды Яак Лайнесте.
Тем не менее на данном этапе Fermi Energia не ставит своей целью покрыть потребности страны в электроэнергии полностью. Сандор Лийве уверен, что в будущем в Эстонии появится больше "ветряков", солнечных панелей на крышах домов и заводов. Впрочем, как он считает, если возникнет дополнительная потребность в энергии, то после строительства одной атомной станции можно возвести и вторую или третью.
Что касается отсутствия специалистов в сфере атомной энергетики, то, по словам Лийве, "ближайшее место, где можно получить соответствующее образование — Стокгольм". Он добавляет, что даже если на одной АЭС будут работать сто человек, не все они должны быть специалистами в этой области — достаточно пяти–шести специалистов.
Окончательное решение о строительстве в Эстонии АЭС государство примет в этом году. Впрочем, Диана Ревяко и сейчас не может стопроцентно гарантировать, что принятое решение окажется положительным. Многое, надо полагать, будет зависеть от позиции Евросоюза, которой Эстония привыкла в подобных случаях безоговорочно следовать. Но, в отличие от зеленой энергетики, в ЕС пока нет четкой общей позиции по АЭС. Одни члены сообщества, такие как Франция и Финляндия, намерены развивать атомную энергетику, другие, такие как Германия и Австрия, выступают против нее.
7 марта тему строительства АЭС обсудил эстонский рийгикогу — в качестве "вопроса государственной важности". Выступивший перед депутатами рийгикогу министр климата Кристен Михал подчеркнул, что весь мир триумфально движется в сторону зеленой энергии. "И в Эстонии увеличились производственные мощности ветроэнергетики — в 2023 году на треть, по итогам текущего ожидается двойной, а к концу 2025–го — трехкратный рост", — заявил Михал. По его словам, если в 2020 году на возобновляемые источники приходилось 28% общего потребления электроэнергии в Эстонии, то после 2030 года этот показатель должен составлять 100%.
Перспективы же старых мощностей производства электроэнергии ограничены: с 2027 года в качестве резерва будут оставлены четыре–пять энергоблоков в Нарве из нынешних семи. Появление дополнительных мощностей будет происходить по одному из двух сценариев: либо строительство только газовых электростанций или создание мощностей, базирующихся как на газе, так и на атомной энергии. "Если рийгикогу примет решение развивать ядерную энергетику, то использование сланца в качестве стратегического резерва можно продлить до появления АЭС", — подытожил Михал.
Латвийский атом
Латвийская Республика с интересом следит за энергетическими изысканиями соседей. Ведь у нашего государства есть точно такие же энергетические проблемы, которые точно так же нуждаются в решении.
В марте текущего года Министерство климата и энергетики Латвии представило парламентскому комитету по окружающей среде и климату отчет, на страницах которого пришло к выводу, что стране следует рассмотреть возможность развития атомной энергетики. В докладе определены несколько потенциальных площадок, где в будущем может быть построена атомная электростанция.
Среди возможных вариантов — район озера Разна в Латгалии. К слову, отчет министерства вызвал бурю негодования в социальных сетях. Многие вспомнили, что окрестности Разна являются охраняемыми природными территориями и зоной отдыха. Впрочем, помимо Разна, в отчете названы площадки у села Буртниеки в Видземе, а также около населенных пунктов Павилоста, Папе и Овиши на берегу Балтийского моря.
12 марта депутаты парламентского подкомитета по окружающей среде, климату и энергетике заслушали отчет Министерства климата и энергетики о возможностях развития атомной энергетики в Латвии. В ходе беседы прозвучало, что Министерство климата и энергетики планирует начать переговоры с эстонскими коллегами, чтобы тщательно оценить возможности сотрудничества в строительстве и эксплуатации АЭС. Также планируется оценить преимущества такого проекта сотрудничества с технико–экономической точки зрения и возможные затраты. В Минэнергетики считают, что такие проекты имеют потенциал для привлечения финансирования ЕС.
Если в Латвии будет принято решение о развитии атомной энергетики, то оно может быть реализовано двумя разными способами. Один из способов — самостоятельно развивать атомную энергетику и построить одну или несколько АЭС. Вторым вариантом названо сотрудничество с Эстонией с целью закупки электричества, производимого на одной из тамошних АЭС.
В любом случае, налицо знаменательный сдвиг. В 2009 году, когда в Литве обнародовали план построить вместо закрываемой Игналинской АЭС новую Висагинскую атомную электростанцию, многие латвийские политики высказывали отрицательное отношение к этой затее — в том числе тогдашний министр окружающей среды Раймонд Вейонис, будущий президент. Опасались негативного влияния новой литовской АЭС на экологическую среду Латгалии. Впрочем, литовцы свой тогдашний проект так и не воплотили, зато латвийские политики теперь готовы перенимать эстонский опыт по созданию атомной энергетики. Впрочем, в отличие от литовцев, эстонцы собираются обзавестись АЭС маленькой, компактной, не столь потенциально опасной. Поэтому и доверия к их затее больше.
Глас народа
Единой позиции не сложилось пока и в самом эстонском обществе. Опрос, проведенный в январе нынешнего года, показал, что интерес к развитию атомной энергетики в своей стране имеют 69% эстонцев. Это самый высокий процент поддержки с момента начала исследований такого рода, заказываемых Fermi Energia с 2019 года.
Основными плюсами от АЭС опрошенные считают обеспечение надежности электроснабжения при любой погоде (65%) и более низкие цены на электроэнергию (54%), а также обеспечение экономического развития (33%) и снижение выбросов углерода (26%). В то же время людей тревожат возможные проблемы с хранением ядерных отходов (66%), риск аварии (51%) и недостаток в Эстонии специалистов по атомной энергетике (51%).