Никого не беспокоят вывески на великом и могучем.
В стране появилось сразу несколько новых законов и постановлений, упрощающих жизнь для айтишников.
В ноябре 2024 года стало известно, что кипрские власти лишили «золотых паспортов» 77 иностранных инвесторов, включая семь российских миллиардеров. Экономика острова от этого вряд ли многое потеряет — здесь поселилось огромное количество русскоязычных новой волны, которые, не претендуя на гражданство за инвестиции, активно меняют Кипр к лучшему, внедряют новые технологии и сервисы, развивают общепит, культуру и даже трансформируют местное законодательство. Как это происходит — в репортаже Forbes.
... Солнечным зимним днем парковка на холме в 20 минутах езды от кипрского Лимассола забита машинами самой разной степени дороговизны. У кого получается припарковаться и выйти, тот слышит голос на английском, который на всю улицу призывает приходить на презентацию. Наверху, над парковкой, на холме — огромная поляна, на которой толпятся взрослые и дети, продающие всякую всячину. Если спрашиваешь что-то у персонала, отвечают вежливо по-английски. Прислушиваешься — вокруг сплошная русская речь.
На рождественскую ярмарку The Island Private School собралось больше 1500 человек. Пока молодой юноша из 11-го класса со сцены на английском, с узнаваемым славянским акцентом, рассказывает про свой опыт в школе, корреспондент Forbes тщетно пытается найти само здание школы среди модульных вагончиков, похожих на гримерки, специально построенные к празднику. Как оказалось, эти конструкции и есть школа.
Она рассчитана на 800 детей, построили ее меньше чем за три месяца. Другого выхода не было: в Лимассол приехало столько русскоязычных детей, что в сентябре их либо нужно было учить, либо депортировать — по кипрским законам онлайн-образование запрещено, и все дети обязаны учиться. Катастрофу решали на уровне правительства: бывшему директору Baring Vostok Александру Шкуратову помогали строить крупнейшую на острове школу целых пять министров, а открывал ее президент республики.
Россиянам снова рады в Европе? Как сказать и смотря каким. В конце ноября прошлого года кипрское издание Politis сообщило, что правительство Кипра отозвало 77 «золотых паспортов», большинство из которых принадлежит гражданам России. Под раздачу попали бывший акционер «Альфа-Групп» Алексей Кузьмичев, совладелец группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев, основатель группы «Сафмар» Михаил Гуцериев, основатель «Русала» Олег Дерипаска, владелец «Русагро» Вадим Мошкович, экс-председатель совета директоров «Шереметьево» Александр Пономаренко и совладелец сети магазинов Fix Price Сергей Ломакин.
Общее количество аннулированных паспортов достигло почти 300. Правда, нельзя назвать это облавой на «нехороших русских»: например, гражданства лишили и главного спонсора (но не бенефициара) прихода к власти президента Украины Владимира Зеленского, украинского миллиардера Игоря Коломойского (включен Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму).
Пока Кипр избавляется от «сомнительных» инвесторов из российского списка Forbes, остров меняют другие русскоязычные. Которые, в отличие от первых, вовлечены в реальную жизнь и активно сотрудничают с правительством.
Благодаря русскоязычным лоббистам, например, в стране появилось сразу несколько новых законов и постановлений, упрощающих жизнь для айтишников. Именно люди из сферы технологий стали основными бенефициарами кипрских благ. Офшоры и паспорта за деньги уже в прошлом. Если раньше на Кипре присутствие россиян было в основном на бумаге, то теперь это самый русский европейский остров. Переехавшие на Кипр россияне, белорусы и украинцы стали чуть ли не самыми главными налогоплательщиками страны. И построили самое дружное комьюнити.
Комментарии (0)