«Я не понимаю, что случилось с этой страной. Что изменилось? Почему они больше не хотят нас?»
Поток мигрантов из России и Украины, хлынувший в Турцию после начала войны, взвинтил цены на жилье. Местные жители винят приезжих в резком росте стоимости жизни.
«Хозяева предпочитают сдавать жилье россиянам, а не беднякам вроде нас: те платят в два раза больше. Потому-то наша арендная плата и взлетела до небес».
23-летняя Дилян работает в парикмахерской, где получает 300 лир (9,3 доллара США) в день. Она уже не помнит, когда в последний раз покупала своим маленьким детям мясо.
Анталья — один из крупнейших городов Турции, хорошо известный за ее пределами как популярный курорт. Но у него есть и второе имя: «Маленькая Россия».
Мэр города Мухиттин Бёчек говорит, что из 2,5 миллионов жителей города 200 тысяч говорят по-русски. По официальным данным, россияне — самая многочисленная иностранная община Антальи, за ними следуют казахи и украинцы.
По данным министерства внутренних дел Турции, вид на жительство в Анталье имеют 32 тысяч россиян и 14 тысяч украинцев.
После начала войны, развязанной Россией в Украине, в городе произошли кардинальные изменения, вызванные новыми волнами миграции. Они привели к резкому росту цен на жилье и соизмеримому росту враждебности по отношению к иностранцам.
После начала войны арендная плата взлетела до небес, увеличившись за два месяца в пять раз.
Анталья — единственный город Турции, где в 2023 году иностранцы приобрели больше недвижимости, нежели граждане страны. По словам мэра, одни только россияне купили порядка 90 000 домов и квартир.
Специалист по городскому и региональному планированию Бугра Гёкче утверждает, что с марта 2022 года цены на жилье в Анталье выросли почти вчетверо.
По его словам, раньше среднемесячная арендная плата за квартиру в городе составляла 3600 турецких лир (112 долларов США), а сейчас она достигла 14 тысяч лир (435 долларов).
23-летняя Дилян живет в районе с самой высокой концентрацией беженцев и мигрантов из Сирии. Она говорит, что ситуации, в которых оказались беглые сирийцы и беглые россияне, даже сравнивать нельзя.
«Я не осуждаю сирийцев за то, что они перебрались к нам, потому что на них сыпались бомбы. Но у россиян ситуация совсем другая. У них есть деньги, и они приезжают к нам только потому, что тут дешево. Они крадут наши жизни, одновременно при этом усложняя их», — поясняет она.
«Они могут жить тут целый год на свою месячную зарплату. Но нам приходится работать, не покладая рук. Я, например, не могу отложить даже 100 лир в месяц. Каждый раз, когда я иду на базар, я оставляю там 1000 лир», — жалуется Дилян.
С ней согласен и обойщик мебели Туная Сарпкая. Он подтверждает: приток иностранцев существенно увеличил стоимость жизни.
По словам Тунаи, в его районе стоимость аренды, которая до войны России в Украине составляла порядка 2000 лир (62 доллара США), сейчас взлетела до 13 тысяч лир (400 долларов).
Бугра Гёкче, однако, отмечает, что рост цен на аренду жилья объясняется множеством факторов, в том числе и падением турецкой валюты по отношению к доллару, и в целом серьезными проблемами в экономике страны Однако, безусловно, немалую роль играет и приток обеспеченных иностранцев, которые покупают в Турции жилье, а потом на этом основании даже получают гражданство.
«Конечный результат таков, что наши коренные граждане оказываются в бедственном положении. Они просто не могут позволить себе жить в родном городе, поскольку их зарплат не хватает на то, чтобы оплачивать жилье, не говоря уже о том, чтобы откладывать какие-то сбережения, — объясняет Гёкче. — Если правительство продолжит нынешнюю политику, то лет через пять турков в Анталье просто не останется. Иностранное доминирование в жилищном фонде станет совершенно очевидным. Мы уже сейчас столкнулись с серьезным социальным кризисом».
Мине Полат работает в сувенирном магазине. Она говорит, что ее семья из шести человек живет в доме всего с двумя спальнями: «Дом в ужасном состоянии, но у нас нет выбора. Мы стали иммигрантами в своей собственной стране».
66-летняя Дёне Канат, живущая на пенсию в 9500 лир (294 доллара США), рассказала, что ее выселили из дома, потому что она больше не могла оплачивать его аренду. Теперь ей приходится жить в заброшенном магазине, который она снимает за 4000 лир (125 долларов США).
Один из местных политиков Антальи, исполнительный директор Партии националистического движения Демет Селек, утверждает, что фактически россияне живут обособленными общинами, со своими собственными супермаркетами и водителями такси.
«Они покупают целый жилой комплекс и сдают в нем жилье исключительно россиянам. Это неправильно», — говорит он.
Гражданку Украины Ирину мы повстречали на базаре в одном из городских районов. Она говорит, что живет в Анталье уже восемь лет назад, но лишь недавно ей впервые пришлось почувствовать себя в стране нежеланным гостем.
«Я ехала в автобусе и услышала, как сидевшие рядом со мной местные женщины жаловались на иностранцев, — рассказала Ирина. — Я обратилась к ним по-турецки, но одна из них сказала: „Нам будет гораздо лучше, если вы уедете“. Я впервые услышала что-то подобное, и меня эта история очень расстроила».
Многие женщины, если у них, как и у Ирины, нет разрешения на работу, зарабатывают тем, что делают клиентам маникюр, педикюр и уход за ресницами прямо на дому.
По ее словам, каждый раз, когда она выезжает за территорию, населенную преимущественно иностранцами, она сталкивается с «ненавидящими взглядами» местных жителей.
«На днях я собиралась зайти в примерочную в магазине одежды, но меня остановила турчанка. Она сказала сотруднице: „Я войду первой, я турчанка, а она — иностранка, так что пусть подождет“. Я оставила все, что собиралась примерить, и ушла. А сотрудники магазина вообще не вмешивались, просто стояли и молча на меня смотрели. Раньше все было далеко не так плохо», — говорит Ирина.
47-летняя россиянка Наталья, преподающая английский язык, рассказала, что после начала полномасштабного вторжения России в Украину напряжение между русскими и украинцами резко выросло, и жизнь в Анталье полностью изменилась.
«Некоторые из моих украинских друзей перестали со мной общаться. Украинская семья, в которой я преподавала английский язык, отказалась от моих услуг. Раньше мы были здесь как одна семья, а теперь даже внутри моей семьи происходят ссоры. Жизнь прежней уже никогда не будет, мы многое потеряли», — поясняет она.
На жизни Натальи тоже сказалось повышение цен на жилье. Ей пришлось резко урезать расходы, но оказалось, что и 1000 долларов в месяц больше не хватает. Она говорит, что ее семья перестала ходить в рестораны и редко покупает мясо и рыбу.
Но больше всего она боится, что в какой-то момент просто не сможет сводить концы с концами, и ее депортируют.
В 2022 году власти приостановили выдачу вида на жительство в 10 районах города, что привело к тому, что проживающие в них иностранцы больше не могут ни получить вид на жительство в Анталье, ни продлить имеющийся.
После начала войны правила получения туристического вида на жительство как для россиян, так и для украинцев были упрощены. Но недавно упрощенные правила отменили.
Если человек с туристическим видом на жительство больше не может предоставить доказательства, что имеет постоянный доход в своей собственной стране, то его вид на жительство не продлевается, поскольку его финансовые обстоятельства больше не соответствуют необходимым требованиям.
Наталья рассказала, что почти все ее друзья, долгое время жившие в Турции, были вынуждены уехать из Антальи, поскольку им не продлили вид на жительство.
«Я не понимаю, что случилось с этой страной. Что изменилось? Почему они больше не хотят нас? Продлить мою визу до прошлого года было очень легко, но сейчас это практически невозможно», — говорит она.
Член Палаты агентов по недвижимости Антальи Исмаил Чаглар сказал Би-би-си, что в городе работают 3000 незарегистрированных агентов по продаже жилья, которыми управляют иностранцы.
«После начала войны граждане России и Украины впервые столкнулись с риелторами, говорившими с ними на их родном языке, — говорит он. — Они же их обманули и потребовали арендную плату в пять раз выше. А бежавшие от войны люди им поверили, за что и поплатились. В свою очередь, турецкие риелторы и собственники это увидели и тоже повысили цены. Вот почему арендная плата и растет с каждым днем».
Однако есть мнение, что цены взвинтили не иностранные, а турецкие риелторы и арендодатели, решившие воспользоваться моментом.
Часть владельцев городской недвижимости переселилась в деревни, а свои дома стала сдавать иностранцам, главным образом, россиянам. Кроме того, во многих местных агентствах теперь тоже появились русскоязычные сотрудники. Тот же местный политик Демет Селек говорит, что хотя все жалуются, но к росту цен быстро привыкли: «В конце концов, большинство людей сумели продать свои дома по более высоким ценам».
Молодой российский риелтор Владимир, сбежавший в Анталью, чтобы избежать призыва на военную службу, утверждает, что россияне не повышают цены на недвижимость, а скорее, инвестируют в городскую экономику.
«Люди, которые переезжают на постоянное жительство в Турцию, вовсе не бедные люди. Они вкладывают свои деньги в местную экономику. Многие турки, некоторые из них — мои клиенты, говорят мне, что город развился благодаря иностранцам!», — поделился своим мнением Владимир.
Он также отметил, что инфляция в Турции такова, что цены на все товары и услуги меняются каждые две недели. Экономические проблемы страны не имеют к иностранцам никакого отношения. Тем более, что сейчас многим людям стали отказывать в виде на жительство, и они просто вынуждены уезжать из страны.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/LQwthpyvBvc?si=X2VKJ7n1uHbDum2z" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>