Надо перенимать практику Запада, где страхуют порядка 75-80% сельхозугодий.
Страховые выплаты российским сельхозпроизводителям за погибший урожай уже превысили 1 миллиард рублей, но эта сумма значительно ниже реального ущерба, который оценивается в 40 миллиардов (400 000 000 евро). Дело в том, что лишь немногие, в основном крупные компании, страхуются, большинство же не верит — и не без оснований — в возможность компенсировать убытки таким образом и не может себе позволить страховые полисы
Весна ударила по российским полям заморозками, лето — засухой в одних регионах и переувлажнением в других. Погода лишила аграриев части урожая, только из-за весенних заморозков пришлось пересеять 1,1 миллионов га. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) вводили в 11 регионах.
Почему сельхозпроизводители не страхуются? По словам собеседников Forbes, они не доверяют имеющейся системе, а те, кто воспользовался ею, нечасто получают выплаты. То, что аграрии не идут страховаться, означает, что в системе есть проблемы, уверен независимый эксперт Александр Корбут. По его словам, в Китае доля застрахованных посевов уже достигла 80%, а вариантов страхования более 20. В США страхуют порядка 75% урожая (данные USDA, 2022 год), схожие показатели по европейским странам, добавляет Каныгина из Института комплексных стратегических исследований.
«Чувствуется взаимное недоверие участников рынка, — отмечает управляющий партнер Agrotrend.ru Николай Лычев. — И хотя Минсельхоз старается совершенствовать механизмы страхования, аграрии по разным причинам не торопятся приобретать полисы». Зачастую из-за отсутствия многолетней статистики по урожайности и прочим параметрам по конкретному району расчет страховых компенсаций происходит, с точки зрения производителей, несправедливо, и даже те, кто сумел добиться выплат, недовольны их объемом, говорит эксперт. «На данный момент система не слишком прозрачна, конкретные кейсы выплат по страховым случаям не публикуются, и многие аграрии не верят, что в случае реального ущерба они смогут без труда получить выплаты», — отмечает гендиректор аналитической компании «Агроспикер» Виталий Шамаев.
Если брать практику последних лет, то ситуация складывается обычно не в пользу аграриев, подчеркивает Каныгина. «В 2023 году выплаты составили более 5 млрд рублей по агрострахованию в целом, однако доля выплат по отношению к страховым премиям составила всего 38,6%, — подсчитала она. — Более того, если по коммерческому страхованию эта доля составила хотя бы 60,4%, то по страхованию с господдержкой — только 21,03%. Иначе говоря, в среднем аграрии, которые воспользовались страхованием с господдержкой, получили менее четверти от уплаченных премий. Во многих странах коэффициент выплат превышает 80%».
<iframe width="1189" height="669" src="https://www.youtube.com/embed/OrSuMXGne9I" title="МЫ НА ГРАНИ ГОЛОДА? ЗАСУХА В РОССИИ. ОПРОС 2024" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>