Запад старается склонить Кремль к переговорам.
Экономический эксперт Владислав Иноземцев, живущий в США, опубликовал свой анализ на телегам-канале "Кремлевский БезБашенник".
Покидающий свой пост президент США Дж.Байден ввёл очередной – и последний – пакет санкций против России: в этот раз под удар попали почти 200 юридических и физических лиц («Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», их дочерние компании, ряд структур «Лукойла» и «Газпрома», задействованные в СПГ-проектах, более 150 танкеров и газовозов, а также страховые компании, оказывающие услуги предприятиям нефтегазового сектора). Как отметили аналитики, теперь под санкциями находится больше трети «теневого флота», а количество попавших на прошлой неделе под них судов сравнимо с тем, что оказались в списках за весь прошлый год. Большинство экспертов считают удар болезненным, говоря о необходимости перестраивать торговлю нефтью с Китаем и особенно с Индией; объём нефтегазовых доходов бюджета может снизиться чуть ли не на четверть.
Введённые ограничения практически наверняка останутся в силе долго: как бы на словах Д.Трамп ни был привержен миру и не критиковал санкции, новая американская администрация объективно заинтересована в снижении поставок энергоносителей из России и расширении добычи в США (хотя и тут Дж.Байден решил упрочить свой след в истории, объявив о дополнительных ограничениях на добычу на шельфе). Поэтому главная интрига сейчас будет состоять в том, насколько вырастут цены в результате этого демарша (пока они поднялись на 4%, до $81/баррель по марке Brent), и какая часть поставок действительно будет заблокирована (в прошлом году ныне подсанкционные танкеры перевалили более 530 млн. баррелей российской сырой нефти, или 42% объема морского экспорта нефти из России). Однако, независимо от того, как поведут себя рынки и какие пути обхода санкций обнаружат российские умельцы, я бы не видел перспективу в столь мрачном свете.
Прежде всего надо иметь в виду, что федеральный бюджет на этот год свёрстан на базе прогноза цены в $69,7/баррель – но при этом доход казны, исходя из «бюджетного правила», рассчитан из цены $60/баррель, тогда как все остальное отправляется в ФНБ. Поэтому проблем у Минфина не должно возникнуть: при самом неудачном стечении обстоятельств можно понизить цену до $59/баррель и, «поднырнув» под «ценовой потолок», экспортировать нефть вполне легально, не используя ни теневой флот, ни попавшие теперь под санкции страховые компании. Конечно, такой вариант вряд ли считается пока основным – но всё же, если уж следовать логике Запада, для нанесения по-настоящему жестокого удара у американцев и европейцев должно было хватить решимости пересмотреть и уровень ценовых ограничений, чего они несколько раз избегали.
Конечно, не стоит пытаться делать вид, будто санкции не отражаются на российской экономике. Страна во всё большей мере становится изгоем – и в тот или иной момент критическая доля покупателей осознает, что никакие скидки и дисконты не компенсируют проблем, порождаемых операциями с российскими контрагентами.
Поэтому санкционная политика всё же даёт понять, что некоторое смягчение отношений с Западом необходимо, так как никакие страны «мирового Юга», осуждающие империализм и клянущиеся в братской любви, не будут дружить с Россией вопреки своим финансовым интересам. И поэтому санкции Дж.Байдена не вредят Д.Трампу, но, скорее, даже помогают ему, укрепляя его позиции для разговора с Кремлём, ждать которого осталось совсем недолго...
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Woa4WF9eIc8?si=Qcqo2gfFamkVC3Gu" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>