В этом году через Латвию резко увеличился поток белорусских минеральных удобрений - карбамида, сообщила в воскресенье вечером передача «De facto».
Программа отмечает, что за последние пять месяцев в Латвии значительно вырос импорт карбамида, достигнув 31,6 тысячи тонн, что является рекордом за последние годы. Хотя крупнейшим производителем карбамида в Беларуси является подвергнутая санкциям компания «Гродно Азот», в Латвии в качестве поставщиков удобрений официально фигурируют другие предприятия.
После протестов 2020 года против режима Александра Лукашенко, в которых активно участвовали и сотрудники «Гродно Азот», завод был включен в санкционные списки. Однако экспорт в Европу не прекратился полностью — он осуществляется через посредников, формально не связанных с компанией, подвергнутой санкциям. В Литве и Польше эти схемы были раскрыты, и несколько компаний включены в национальные санкционные списки. Например, в Польше санкции были наложены на компании, которые, обходя ограничения, продолжали торговать продукцией «Гродно Азот».
В Латвии, однако, не все предприниматели учли эти риски. Компания «Astramar Liepāja» в этом году заключила договор с «Technospetstrading», которая включена в санкционный список Польши. В документах указан сложный логистический маршрут, чтобы создать впечатление, что карбамид поступает из Туркменистана, но на самом деле он произведен с использованием ресурсов «Гродно Азот». Хотя эта компания импортировала в Латвию лишь небольшую часть от общего объема карбамида, это выявляет более широкую проблему — риски обхода санкций и необходимость более строгого контроля, поясняет передача.
Директор «Astramar Liepāja» Виестурс Андерсонс признал «De facto», что, хотя он является националистом и считает, что с Беларусью не следует сотрудничать, он согласился помочь с поставкой карбамида по личной просьбе Франции. Другие латвийские компании, например, «Apeks serviss» из Даугавпилса, также получили удобрения от той же белорусской компании, но отказались от комментариев.
Хотя карбамид сам по себе не подпадает под санкции, для сокрытия его происхождения используются сложные цепочки посреднических компаний.