Закон разрешал применять ацетамиприд только, если имеется «серьезная угроза» урожаю.
Конституционный совет Франции забраковал наиболее скандальную меру нового сельскохозяйственного закона — возвращение к использованию ацетамиприда. Применение этого пестицида, запрещенного во Франции с 2020 года, нарушает Хартию об окружающей среде, постановил орган конституционного контроля. Петицию против возвращению к ацетамиприду на сайте Национального собрания подписали более 2,1 миллионов человек, что является абсолютным рекордом.
Закон Дюплона среди прочего снова разрешал применять ацетамиприд — пестицид из класса неоникотиноидов, запрещенный во Франции с 2020 года, но разрешенный в других странах ЕС до 2033 года. Закон разрешал применять ацетамиприд только, если имеется «серьезная угроза» урожаю.
Этого требовала часть сельхозпромышленников (производители сахарной свеклы, лесных орехов, спаржи и др.). За возвращение к ацетамиприду выступала влиятельная Федерация фермерских профсоюзов (FNSEA), поддерживающая интенсивное сельское хозяйство. За закон голосовали правые, крайне правые и большинство центристской коалиции Ensemble.
Научные исследования показывают, что ацетамиприд серьезно угрожает пчелам. Ученые говорят о том, что он негативно влияет и на популяцию птиц в сельскохозяйственных районах, либо потому, что они напрямую потребляют этот токсин, либо из-за разрыва пищевой цепочки.
По данным французского Национального агентства по санитарной безопасности (ANSES), ацетамиприд обладает «высокой пероральной токсичностью» для человека. Высказывается беспокойство относительно влияния этого инсектицида на здоровье человека.
Нынешний консенсус, судя по научной литературе и отчетам ведомств здравоохранения, в значительной степени сводится к неопределенности, иногда сопровождаемой призывами к соблюдению осторожности.
Министр здравоохранения Франции Янник Недер (Yannick Neuder) призвал пересмотреть на общеевропейском уровне вопрос о влиянии ацетамиприда на здоровье человека. В случае выявления таких рисков «его, естественно, нужно будет запретить», подчеркнул министр в эфире радиостанции France Inter.
«Речь идет о том, чтобы Франция была на том же уровне мер предосторожности, что и другие европейские страны», — отметил Недер, сославшись на «проводимые в настоящее время исследования, в частности, по потенциальному эндокринологическому или нейротоксическому воздействию» этого инсектицида.
«Мы не можем запрещать какое-либо вещество во Франции, если мы импортируем продукты из других европейских стран, которые обрабатывают продукты питания этим веществом», — добавил министр. Закон Дюплона также упрощает процедуры по строительству водоемов для нужд агропромышленности. Его оппоненты опасаются, что отныне будет легче создать «мегабассейны» — огромные резервуары, через которые, как они опасаются, интенсивное сельское хозяйство будет «монополизировать» водные ресурсы.
По этому поводу Конституционный совет высказал две оговорки относительно толкования: принятые меры не должны допускать забора воды из инертных фреатических зон (которые медленно опустошаются или наполняются) и должны подлежать обжалованию в судах.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/xoBpF2pjdxA?si=iPp6mpZG3var_ior" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" referrerpolicy="strict-origin-when-cross-origin" allowfullscreen></iframe>